Первая тройка: история поколения E21
Май 1975 года, Мюнхен. Здесь начинается точка отсчёта истории BMW как одного из влиятельнейших мировых автопроизводителей. Новая штаб-квартира автоконцерна расположилась буквально через дорогу от известной «олимпийской деревни» 1972-го.

Компания находится в состоянии постепенной остановки выпуска успешного 3.0 CS (поколение E9) и перехода к первому поколению 5 серии, и в то же время говорит Auf Wiedersehen возможно самому влиятельному и важному автомобилю, который когда-либо выпускался концерном – модели 2002.

Благодаря своей популярности и спортивной натуре, 2002 заслужил для BMW репутацию «Ultimate Driving Machine», так что обеспечить ему достойную замену было поистине непростой задачей. И вот в июле 1975 года было представлено первое поколение E21 третьей серии, ставшей в последствии легендой.
Изначально были доступны следующие модели 3 серии: 315, 316, 318, 320, и 320i. Индекс «i» указывал на то, что на автомобиле используется инжектор Bosch K-Jetronic вместо карбюратора Солекс (Solex). Топовой версией стала модель 320 с 2.0 литровым четырехцилиндровым двигателем, разработанным на базе блока M10.

Для тех, кто не особо знаком с моторами BMW, тот же блок M10 использовался и в основе двигателей, которыми оснащались атмосферные и турбированные модели 2002.
Этот же блок послужил базой для разработки турбированных двигателей программы Brabham-BMW Формулы 1, в рамках которой можно было увидеть знаменитостей вроде Нельсона Пике за рулем тысячесильных гоночных монстров начала восьмидесятых.

Это, пожалуй, один из немногих двигателей, которые имеют столь блистательную гоночную карьеру как, к примеру, и Ford Cosworth DFV. Неплохо для двигателя, который вошел в производство в 1962-ом. К 1977 году его место под капотом 320i заняла «шестерка» в блоке M20.
E21 стал значимой моделью в истории, привнеся множество важных изменений: первый 6-цилиндровый мотор в третьей серии, ориентированную на водителя компоновку салона, ставшую стандартом в BMW и типичный для BMW дизайн с четырьмя фарами головного света, которые в этом поколении устанавливались на модели с 6-циллиндровыми моторами (четырехцилиндровые модели оснащались двумя фарами, более крупными по размеру).

Модель 320i, оснащенная системой впрыска Jetronic выдавала 125 л.с. мощности. В 1979 году дебютировала модель 323i с новой 2,3 литровой версией блока M20 под капотом, в которой также был совершен окончательный переход с 4-ступенчатой трансмиссии на 5-ступенчатую.

Помимо того, что в то время было продано более 1,3 миллиона машин в кузове E21, этот автомобиль также стал значимой вехой для BMW и в автоспорте. Подразделением M Division была представлена версия с двухлитровым турбомотором, которая успешно заменила выступавший до этого 3.0 CSL и принесла славу таким пилотам как в Эдди Чивер (Eddie Cheever) и Ханс Штук (Hans Stuck) в сезоне 1977-1978. Что еще более важно, «триста двадцатый» из Формулы 2 стал той основой, на которой команды Формулы-1 впоследствии развивали свои технологии двигателестроения начала восьмидесятых.

Но самое главное предназначение E21 все же в том, что он принес огромный успех и смог заложить тот фундамент, который послужил основой феноменальной популярности его преемника – легендарного E30. BMW в кузове E21 помог укрепить позиции компании на рынке Соединенных Штатов и довести до конца то, что было начато моделью 2002, и для многих стало и остается квинтэссенцией 3 серии, которая сохранялась на протяжении всех 80-ых и вплоть до начала 90-х годов.
Характеристики BMW E21

Марка мотора | Объем, куб. см | Мощность. л.с. (кВт) при об/мин | Степень сжатия, :1 | |
315 | M10 (M98) | 1573 | 75 (55) при 5800 | 9,5 |
316 | M10 (M41/M116 и M99 с 1980) | 1573 (1766 с 1980 года) | 90 (66) при 6000 | 8,3 (с 1980 — 9,5) |
318 | M10 (M42/M118) | 1766 | 72 (72) при 5800 | 8,3 |
318i | M10 (M92) | 1766 | 105 (77) при 5800 | 10,0 |
320-4 цил.дв. | M10 (M43/M05) | 1990 | 109 (80) при 5800 | 8,1 |
320-6-цил.дв. | M20 (M60) | 1990 | 122 (90) при 6000 | 9,2 |
320i | M10 (M64/M15 и M74) | 1977 | 125 (92) при 5700 | 9,3 |
323i | M20 (M60) | 2315 | 143 (105) при 5800 | 9,5 |
Расход топлива BMW E21
315 | 316 | 318 | 318i | 320-4 | 320-6 | 320i | 323i | |
Расход топлива, в среднем л/100 км | 8,8 | 9,5/9,0 | 9,6 | 8,9 | 10,0 | 9,9 | 9,4 | 9,6 |
Разгон с 0 до 100 км/час | 14,8 | 13,8/12,5 | 11,9 | 11,5 | 11,2 | 10,7 | 9,9 | 9,5 |
Максимальная скорость км/час | 160 | 160/163 | 168 | 175 | 173 | 183 | 182 | 190 |