Размерность шин – массовые заблуждения и реальность
Расшифровка маркировки шин.
195/65 R15 91 T XL
195 — это ширина шины в мм.
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полно профильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
Типы покрышек
Как мы уже сказали, покрышки бывают с каркасом диагонального и радиального типа. Давайте подробней рассмотрим, что это такое.
Диагональный вариант — это резина, где нити расположены диагонально. В каркасе нити корда протянуты по диагонали от первого борта ко второму. Количество слоев корда — до 8 штук. Обязательно должно быть четное значение.
У этого типа шин есть свои плюсы и минусы:
+ | — |
Повышенная прочность боковин покрышки | При повышенной нагрузке или колебаниях протектор деформируется |
Несложный ремонт | Из-за деформации сцепные свойства протектора снижаются |
Более дешевые | |
Простая конструкция | |
Смягчают ударные нагрузки при езде на дороге с выбоинами |
Сейчас распространены радиальные шины (они практически вытеснили диагональные). У них нити корда направлены от одного борта ко второму, расположены радиально. Они не перекрещиваются, как в предыдущем варианте.
Такие покрышки бывают и бескамерные, и камерные.
У них также есть плюсы и минусы:
+ | — |
Хорошо отводят тепло при нагреве во время передвижения авто | При ударе о бордюр или езде на дороге с глубокими выбоинами есть большой риск повреждения колес, особенно в том случае, если давление понижено |
Хорошее сцепление с дорогой | Более высокая стоимость |
Риск деформации минимальный, так как брекер достаточно жесткий | Повышенная боковая эластичность |
Несущая способность выше, чем у диагональных | |
Повышенная максимальная скорость | |
Масса меньше на 4% | |
Радиальная эластичность больше |
Размер шины
Кроме диаметра, есть еще несколько важных маркировок на шинах. Давайте их разберем.
В стандартной маркировке размер автопокрышки представлен в следующем виде: 250/70 R19.
250 — ширина колеса, она измеряется в миллиметрах. 70 — высота профиля в процентах к предыдущему показателю. То есть 250*70%=175 мм.
R19 мы уже знаем. Это обозначение радиальных шин с посадочным диаметром 19 дюймов или 482 мм.
Для подбора правильного размера автошины воспользуйтесь этой таблицей. Полная таблица и подробная инструкция, как ей пользоваться, есть в предыдущей статье «Ширина шины».
шк | 175 | 185 | 205 | 225 | 235 | 245 | 255 | 265 | 275 | 285 | 295 | 305 | 315 | 325 |
вп | ||||||||||||||
30 | 7.6 | 7.9 | 8.2 | 8.5 | 8.8 | 9.1 | 9.4 | 9.7 | ||||||
35 | 8.2 | 8.5 | 8.9 | 9.4 | 9.6 | 10 | 10.3 | 10.7 | 11 | 11.4 | ||||
40 | 8.2 | 9 | 9.4 | 9.8 | 10.2 | 10.6 | 11 | 11.4 | 11.8 | 12.2 | 12.6 | 13 | ||
45 | 9.2 | 10.1 | 10.6 | 11 | 11.5 | 11.9 | 12.4 | 12.8 | 13.3 | 13.7 | 14.2 | 14.6 | ||
50 | 10.2 | 11.2 | 11.7 | 12.2 | 12.7 | 13.2 | 13.7 | 14.2 | 14.7 | 15.2 | 15.7 | 16.2 | ||
55 | 10.2 | 11.3 | 12.4 | 12.9 | 13.5 | 14 | 14.6 | 15.1 | 15.7 | 16.2 | 16.8 | 17.3 | 17.9 | |
60 | 10.5 | 11.1 | 12.3 | 13.5 | 14.1 | 14.7 | 15.3 | 15.9 | 16.5 | 17.1 | 17.7 | 18.3 | 18.9 | 19.5 |
65 | 11.4 | 12.6 | 13.3 | 14.6 | 15.3 | 15.9 | 16.6 | 17.2 | 17.9 | 18.5 | 19.1 | 19.8 | 20.5 | 21.1 |
70 | 12.2 | 12.9 | 14.3 | 15.7 | 16.4 | 17.1 | 17.8 | 18.5 | 19.2 | 19.9 | 20.6 | 21.3 | 22 | 22.7 |
75 | 13.1 | 13.9 | 15.4 | 16.8 | 17.6 | 18.4 | 19.1 | 19.9 | 20.6 | 21.4 | ||||
82 | 14.3 | 15.2 | 16.8 | 18.4 | 19.3 | 20 | 20.1 | 21.7 | 22.5 |
(шк — ширина колеса, вп — высота профиля шин)
Визуальный шинный калькулятор
Во время подбора новых колёс для авто, часто возникает вопрос, а не поставить ли мне колёса больше или меньше, или в целя улучшения внешнего вида авто или удешевления покупки шин и дисков. Но возникает самый главный вопрос, подойдут ли колёса для моей машины и как изменятся её характеристики. Понять, подойдут ли колёса можно на крышке бензобака или боковой стойке авто. Или найти в нашем справочнике применимости дисков к авто, свой автомобиль и посмотреть рекомендуемые заводом шины. Но часто бывает, что можно поставить и другие шины, которые не одобрены официально заводом.
В этом случае, главное понимать, как изменятся показатели спидометра, т.е. скорость машины, так как изменится внешний радиус колеса. Так же поменяется и клирес (дорожный просвет). Не рекомендуется выходить за значения заводских шин более чем на 2-3%. Могут измениться показатели управляемости и поведения автомобиля, расход бензина и реальная скорость автомобиля.
Какие шины можно ставить, а какие нельзя?
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов.
Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить… Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Увеличивая размер диска, мы должны уменьшить высоту профиля, иначе колесо банально начнет цепляться за арку, не говоря уж о таких более фундаментальных качествах, как управляемость. Конечно, запас часто остается и бывает так, что «поиграв» шириной покрышки и высотой профиля, можно действительно получить пару миллиметров клиренса, не жертвуя ничем другим.
Несложный подсчет покажет, что в рамках одного диаметра — 14 — применимы 175-70 и 185-65 и 205-60, если есть желание и возможность поставить резину пошире… Машина на колесах с меньшей высотой профиля будет управляться резче и точнее, но неминуемо пострадает плавность хода.
И сохранность дисков может оказаться под вопросом, особенно при попадании в глубокую ямку с острыми краями. Невысокий профиль просто не в состоянии будет «впитать» в себя энергию удара и он пойдет дальше — в диск. Всегда имейте это в виду, покупая колеса, и не забывайте простых истин.
- https://kolobox.ru/vse-o-shine/markirovka_shin/
- https://samara.euro-shina.pro/articles/tekhnologii/radius-shin-izmeryaetsya/
- https://razboltovka.ru/shina-calc
- https://www.kolesa.ru/article/razmernost-shin-massovye-zabluzhdenija-i-realnost-2015-05-08