CompareComparing...

Как определить износ тормозных дисков и когда их пора менять

Сейчас читаете
Как определить износ тормозных дисков и когда их пора менять

Для большинства современных легковых автомобилей в порядке вещей, когда дисковыми тормозами оснащаются обе оси. При этом передний тормоз — куда важнее: на него приходятся значительные нагрузки, это значит, что детали быстрее изнашиваются. Чтобы тормозная система работала хорошо, необходимо следить за состоянием ее составляющих. Далее расскажем, как часто надо менять тормозные диски и когда это нужно делать.

Что такое тормозные диски

В комплекте с тормозными колодками дисковые элементы составляют единое целое — пару трения. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, колодки с обеих сторон прижимаются к тормозному диску. В этом момент возникает сила трения, и транспортное средство замедляется, выделяя в процессе торможения значительное количество тепла. Если использовать тормоз слишком интенсивно, элементы перегреваются, и тормозная система выходит из строя.

Раньше эти детали изготавливались из обычного чугуна. Затем в дело пошел чугун с высоким содержанием углерода. Наконец, производители стали использовать сплавы магния, хрома, никеля, ванадия, кобальта, благодаря чему улучшились технические характеристики комплектующих. Сегодня авторынок предлагает несколько видов тормозных дисков. Среди них:

Сплошные. Самое первое поколение деталей, отличающихся максимально простой конструкцией. Такие модели плохо отводят тепло, их не устанавливают на переднюю ось, зато нередко используют на задней, где требования чуть меньше.

Вентилируемые. В конструктивном плане — более совершенные, к тому же лучше отводят тепло. Чаще используются на передней, но встречаются и на задней оси. Стоят немного дороже сплошных, хотя цена деталей зависит, скорее, от бренда и места покупки, нежели от самой конструкции.

Сборные. Состоят из двух частей: ступичной и роторной, соединенных между собой болтами и пластинами. Ступичная составляющая практически не изнашивается. Изготавливается она из алюминия, диск получается легким, что оказывает положительное влияние на управляемость авто. Сборную конструкцию можно перебрать и заменить роторы. Что касается цены, составные диски значительно дороже обычных, да и встречаются гораздо реже.

Перфорированные или с насечками. Поверхность ротора таких моделей имеет неоднородную фактуру. Нагреваясь, тормозная колодка стимулирует возникновение газовой подушки, которая препятствует плавному торможению. Насечки и перфорация способствуют снижению данного эффекта.

Важно. Чтобы обеспечить участникам поездки высокий уровень безопасности, диски и тормозные колодки следует поддерживать в безукоризненном состоянии.

Факторы, влияющие на износ деталей

Износ тормозных дисков – естественное явление, рано или поздно каждому автовладельцу их придется менять. Однако есть факторы, ускоряющие или, наоборот, замедляющие этот процесс. Рассказываем, от чего зависит ресурс тормозных дисков.

Степень изношенности. Сколько ходит «нулевой» вариант, можно судить по собственному опыту вождения авто. В основном, тормозные диски меняют каждые 8 тыс. км.

Место установки. Запчасти, расположенные на передней оси, ходят в среднем 80 тыс. км, а на задней – 12 тыс. км. Это связано с тем, что передние тормозные механизмы испытывают повышенные нагрузки.

Тип трансмиссии. В ТС с оснащением в виде вариатора классической АКПП, тормозные диски и колодки изнашиваются в 2 раза быстрее — в отличие от моделей, оснащенных механической трансмиссией.

Наличие антиблокировочной тормозной системы. Как известно, ABS оптимизирует усилие, с которым колодки воздействуют на тормозной диск. В результате износ обеих деталей замедляется примерно на 20%.

Габариты авто. Тормозные диски на транспортном средстве с большой с массой либо перевозящем значительные грузы, выходят из строя быстрее. При этом износ растет прямо пропорционально нагрузке.

Особенности эксплуатации. Движение с изменчивым рельефом на пересеченной местности или по бездорожью с крутыми спусками существенно ускоряет износ элементов тормозной системы. В таких условиях диски приходится менять едва ли не через 50 тыс. км.

Стиль вождения. Активная езда, которая сопровождается резким сбросом скорости и интенсивным торможением, что называется — «в пол», также сокращает ресурс деталей. Вне зависимости от толщины, их приходится менять.

Качество запчастей. При правильном подборе и корректном использовании примерно на 3 смены колодок требуется 1 замена дисков. Однако чрезмерно жесткие накладки тормозных колодок могут привести деталь в негодность всего за один цикл. Аналогичная ситуация возможна и при установке некачественных или неподходящих запчастей.

Почему износ происходит не одинаково?

Весьма распространенная проблема среди автомобилистов — неравномерный износ тормозных дисков. Причиной такой ситуации становится именно изношенное состояние фрикционных накладок, провоцирующее усиленные нагрузки на металл. В итоге — уменьшается плотность прилегания рабочих поверхностей, а значит, снижается эффективность тормозной системы. Тут уже необходима профессиональная диагностика. 

При выявлении подобных явлений следует незамедлительно выявить причину и обратиться на профессиональную СТО для скорейшего ремонта тормозной системы, поскольку ездить на автомобиле с изношенной тормозной системой чрезвычайно опасно.

Признаки износа тормозных элементов

Изношенные или проблемные тормозные диски необходимо заменить. Это расходный материал, от которого зависит безопасность водителя, пассажиров и участников дорожного движения, находящихся поблизости. Но есть немало автолюбителей, которые предпочитают проточить тормозные диски и ездить на них дальше. Как же понять, что пора менять тормозные диски? Есть несколько признаков, при которых проблема становится очевидной.

Предельная истонченность. Со временем тормозной диск изнашивается, толщина его роторной части уменьшается и диск может сломаться. Для каждого тормозного диска производитель указывает два параметра толщины: нового диска — в каталоге, минимально допустимая толщина тормозных дисков— на диске или его упаковке. Также все необходимые параметры можно найти в онлайн-каталогах производителей тормозных дисков. Информацию о минимальной толщине обычно указывают на диске, однако на изношенной детали, да еще под слоем ржавчины, надпись видно не всегда.

Удары при торможении. Когда водитель жмет на педаль тормоза, она начинает бить по ноге, при этом руль сильно вибрирует. Причина кроется в предельно изношенных тормозных дисках. Даже если параметры не достигли минимальных величин, от сильного нагрева детали могли дополнительно деформироваться. Также биение проявляется именно по причине неравномерной толщины диска. В этом случае нужно проверить суппорты и их направляющие: возможно, что-то работает неправильно или просто «залипло».  Стоит также помнить, что причина биения — далеко не всегда в диске. Лучше обратиться в проверенный автосервис и поставить авто на диагностику.

Видимые повреждения поверхности. На тормозных дисках, особенно в сырую погоду можно обнаружить незначительный налет ржавчины. Это не должно вызывать тревогу — она сотрется буквально за несколько тормозных циклов. Однако глубокая коррозия и яркий налет ржавчины на рабочей поверхности подталкивает к решению — заменить деталь. Такое происходит, когда автомобиль долго стоит без движения.

Допустимый износ

Универсального значения минимально допустимой толщины тормозных дисков попросту не существует. Необходимо учитывать как конкретный тип тормозных дисков, так и их производителя и марку автомобиля. Например:

  • Для авто «Рено Логан» или «Ниссан» стандартная толщина дисков составляет 22 мм, а минимальная — на 2 мм тоньше, то есть — 20.
  • Для отечественных авто, согласно регламентирующих норм от производителей, min толщина вентилируемых дисков равняется 17,8 мм, невентилируемых (продукция АвтоВАЗ) — 10,8 мм.

А как определить износ тормозных дисков по бокам? Он также может существенно различаться, хотя доводить до показателя в 3 мм и более все же не следует — в данном случае эффективность замедления транспортного средства существенно ухудшается.

Точить или менять?

Тормозные диски — расходный материал, который требует периодической замены. Обычно эти детали протачивают, чтобы убрать небольшое биение, сгладить глубокие борозды или ржавчину. Эти меры позволяют добиться более эффективного торможения. Однако следует помнить, что проточка тормозных дисков — мера временная, так что лучше все-таки заменить старые диски. Изношенный диск хуже переносит нагрузки, может быстро перегреться, а в экстренных ситуациях при торможении даже разрушиться. Что нужно помнить, если возникла дилемма — менять или точить?

  • Проточка — мера временная. Она лишь приблизит тот момент, когда деталь нужно будет заменить. Поскольку в результате процедуры диск истончается примерно на 0,2-0,5 мм, применить его как новый не получится.
  • Процедура не всегда поможет решить проблему. Проточку делают на свой страх и риск, поэтому следует принять как данность, если ничего не изменится.
  • Необходимо проточить два диска. Даже если поврежден только один, проточку необходимо логически завершить — чтобы обе запчасти были одинаковой толщины. В противном случае, одно колесо будет тормозить гораздо эффективнее другого, что, в конце концов, приведет к заносу.

Важно. Допустимый износ тормозного диска в среднем составляет 3-4 мм, то есть, для каждой стороны — 1,5-2 мм. При большем износе протачивать диски рискованно и небезопасно.

Как подобрать тормозной диск

Выбор оптимальных запчастей для конкретного авто задача не из простых. В данном сегменте масса предложений! Кроме того, сами диски отличаются параметрами и техническими характеристиками, которые невозможно определить визуально. Профессионалы выделяют 5 основных правил, как определиться с выбором запчастей. Необходимо:

  • Уточнить характеристики дисков, идеально подходящих вашему авто.
  • Внимательно изучить техпаспорт и сервисную книжку. В документах обязательно найдете техническую информацию от завода-производителя:
  • Определиться с брендом. Важно помнить, что ни один мировой автогигант не производит тормозные диски, а заказывает их у «смежников». При этом оригинальные детали — в разы дороже, нежели их аналоги. Есть смысл остановиться именно на последнем варианте.
  • Выбрать рекомендованные сервис-консультантом диски как для передней, так и для задней осей.
  • Проверить приобретение на предмет подделки. Если диски тщательно упакованы и защищены от влаги, на торце каждого присутствует артикул с коробки, отсутствуют сколы, трещины, сколы, следы ржавчины и т. д., значит, выбранный вами товар — надлежащего качества.

Остается испытать авто с новыми запчастями в деле. И наслаждаться поездками!

Теперь вы знаете, как понять, что нужно менять ресурс. Остается напомнить: выбирать диски нужно, исходя из особенностей своего автомобиля, стиля езды и с учетом характеристик местности, по которой автомобилю предстоит ездить.

А что скажешь ты?
Love It
0%
Like It
0%
Want It
0%
Had It
0%
Hated It
0%
Подробнее об авторе
Avtor

Оставить комментарий