Сейчас читаете
Бортовой компьютер BMW E34 и E32

На автомобилях бмв пятой и седьмой серии в кузовах E34 и E32 соответственно имеется бортовая система диагностики и контроля за автомобилем – по-простому бортовой компьютер.

На автомобилях бмв пятой и седьмой серии в кузовах E34 и E32 соответственно имеется бортовая система диагностики и контроля за автомобилем – по-простому бортовой компьютер. Эта система позволяет контролировать определенные узлы автомобиля и работу двигателя, тормозной системы и осветительных приборов.

Информация в первую очередь выводится на приборную панель, в так называемый модуль «Check Control» внизу приборной панели. Туда выводятся все проблемы, выявленные в работе автомобиля в виде так называемых ошибок. Насколько я понимаю, такой функционал доступен только в High версиях приборных панелей. Low (упрощенные версии) ставились вместе с Low проводкой (поправьте меня если не прав) на модели 518i, 520i, 524td, 525td и 525tds и в них вообще до редизайна приборной панели (в сентябре 1990 года) ставился механический одометр, который позже был заменен цифровым.

Приборная панель E34 во время теста
Приборная панель E34 во время теста.

Так же на центральной консоли присутствует модуль бортового компьютера, который обладает рядом скрытых функций выдающих очень интересную информацию об автомобиле. Существуют разные версии бортового компьютера Этот модуль есть не на всех видах приборных панелей и его наличие зависит от комплектации автомобиля и его версии проводки (High или Low).

Бортовой компьютер OBC IV в сочетании с полным климат контролем на консоли E34
Бортовой компьютер OBC IV в сочетании с полным климат контролем и магнитолой на консоли E34

Теперь рассмотрим подробнее какие же сообщения об ошибках могут выводиться в модуле Check Control на приборной панели.

Расшифровка сообщений бортового компьютера e34 и E32

Ошибки сообщающие о серьезных неисправностях

Сообщение на НемецкомСообщение на АнглийскомПереводЧто делать?
Stop! Oeldruck MotorENGINE OIL PRESS LOWНизкое давление масла в двигателеСообщение высвечивается в случае, если лампочка давления масла в двигателе не гаснет в течении 5 секунд после запуска. Лучше не эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью и тут же обратиться в автосервис. Возможно возникновение после замены масляного фильтра из-за того что тот оказался некачественным. В такой ситуации заменить фильтр.
GetriebeprogrammTRANS FAIL-SAFE PROGОшибка АКППАвтоматическая коробка передач перешла в аварийный режим – «заблокирована» на третьей передаче. Движение возможно. Лучше не эксплуатировать автомобиль, а немедленно обратиться в автосервис. Иногда помогает только переборка коробки, иногда замена масла или электроники АКПП.
KuhlwassertemperaturCOOLANT TEMPERATUREВысокая температура охлаждающей жидкости, перегревПерегрев двигателя. Необходимо заглушить двигатель и включить печку на максимум. Ни в коем случае не продолжать движение до охлаждения двигателя, т.к возможны трещины в головке блока цилиндров.Возможные причины: не работает вискомуфта вентилятора (заменить), воздушная пробка в системе охлаждения (прокачать систему).
BremsdruckBRAKE ASSIST INACTНизкое давление в тормозной системеУпало давление в тормозной системе. Эффективность тормозов может быть значительно снижена, поэтому не рекомендуется эксплуатация автомобиля с этой неисправностью.Возможные причины: утечка тормозной жидкости (заменить тормозные шланги, долить тормозной жидкости, прокачать тормоза); воздушная пробка в тормозной системе (прокачать тормоза).
Check ControlCHECK CONTROLНеисправность в электрикеНеизвестная неисправность в электрике автомобиля.
Oeldruck SensorOIL PRESS SENSORПроблема с датчиком давления маслаНеобходимо проверить проводку до датчика давления масла и сам датчик. Ездить с неисправным датчиком не рекомендуется, так как может вовремя не быть замеченным низкое давление масла. Езда при низком давлении масла чревата необратимыми повреждениями двигателя.
Sensor OelstandOIL LEVEL SENSORНеисправность датчика уровня маслаНеобходимо роверить проводку до датчика уровня масло, соединение разъема датчика или заменить сам датчик в случае его неисправности.
BremsbelageBRAKE LININGSИзношены тормозные колодки, необходимо заменитьСтерлись тормозные колодки до датчика износа. Необходимо заменить сами тормозные колодки и датчик износа.
NiveauregelungAUTOMATIC LEVELНеисправность в задних амортизаторах с системой подкачкиТолько на автомобилях оборудованных системой автоматического поддержания клиренса задней оси (подкачкой задних стоек).Возможно вышли из строя задние амортизаторы (требуют замены) или проблема с проводкой системы управления подкачкой (найти обрыв и устранить).

Ошибки сообщающие о низком уровне технических жидкостей

Сообщение на НемецкомСообщение на АнглийскомПереводЧто делать?
BremsflussigheitBRAKE FLUID LOWНизкий уровень тормозной жидкостиСрочно восстановить уровень тормозной жидкости в системе. Опасно!
Oelstand motorCHECK ENGINE OIL LEVНизкий уровень моторного маслаВысвечивается при приближении уровня моторного масла к минимальной отметке. Долить масло.
KuhlwasserstandCOOLANT LEVEL LOWНизкий уровень охлаждающей жидкости в двигателеВысвечивается при приближении уровня охлаждающей жидкости к минимальной отметке. Долить охлаждающую жидкость в двигатель.
WaschwasserstandWASHER FLUID LOWЖидкость в бачке омывателя лобового стекла подходит к концуДолить жидкость в бачек омывателя.

Ошибки сообщающие о неисправностях в электрике

Сообщение на НемецкомСообщение на АнглийскомПереводЧто делать?
Bremsli. ElektrikBRAKE LIGHT CIRCUITНеисправность в цепи включения стопсингаловСтоп сигналы вообще не работают, что опасно столкновением. Возможны разные варианты: перегорел предохранитель (нужно поменять), неисправен выключатель стоп сигналов под педалью тормоза, обрыв в проводке (маловероятно, необходимо обнаружить и устранить). Так же бывает из-за замыкания на массу в задних фонарях, лучше смотреть их сразу после предохранителя.
1 Bremslicht1 BRAKE LIGHT FAILНе горит один из стоп-сигналовЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
Kein BremslichtBRAKE LIGHTS FAILUREНе горят оба стоп-сигналаЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
AbblendlichtLOW BEAM FAILUREНе горят одна или обе фары ближнего светаЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
FernlichtHIGH BEAM FAILUREНе горят одна или обе фары дальнего светаЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
StandlichtSIDE LIGHT FAILUREНе горят одна или несколько ламп сигналах поворотаЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
RucklichtTAIL LIGHT FAILUREНе горит один или оба задних габаритных огняЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
Nebellicht vornF/FOG LIGHT FAILUREНе горят одна или обе противотуманные фарыЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
Nebellicht hintR/FOG LIGHT FAILUREНе горят одна или обе задние противотуманные фарыЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
KennzeichenlichtNUM PLATE LIGHT FAILНе горит одна или обе лампы подсветки заднего номерного знакаЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.
AnhangerlichtTRAILER LIGHT FAILUREНе горит одна из ламп на прицепеЗаменить перегоревшую лампу или проверить контакт.

Ошибки сообщающие о неисправностях в электрике

Сообщение на НемецкомСообщение на АнглийскомПереводЧто делать?
Handbremse losenHANDBRAKE ONДвижение с ручным тормозом.Отпустить автомобиль с ручного тормоза.
Kofferraum offenTRUNK OPENДвижение с открытым багажником.Остановиться и закрыть багажник.
Tur OffenDOOR OPENДвижение с открытой дверью.Закрыть дверь.
Speed LimitSPEED LIMITПревышение ограничения скорости.Превышено ограничение скорости заданной в бортовом компьютере.
Licht an?LIGHTS ON?Горит свет?Открыта водительская дверь при включенном освещении. Напоминает о необходимости выключить свет покидая автомобиль.
Bitte angurtenFASTEN SEATBELTSПристегните ремни безопасности.Высвечивается если не пристегнуты ремни безопасности, при наличии соответствующего датчика.
BetriebsanleitungOWNER’S HANDBOOKЧитайте инструкцию по эксплуатации.Высвечивается при накапливании ошибок

Теперь собственно вернемся к самому бортовому компьютеру.

Различные версии бортового компьютера на BMW E32 и E34

Вообще на E32 шло 2 различных типа бортового компьютера: OBC III и OBC IV. OBCIII использовался до сентября 1987 года, так что думаю на E34 шел только OBCIV. Компьютер OBC III изготавливался компанией VDO, OBCIV – компанией Siemens. Насчет E34 точно знаю что был OBC IV, насчет OBC III не уверен, но судя по датам он не должен был использоваться.

Бортовой компьютер на E32 версии OBC III Бортовой компьютер на E32 версии OBC IIIБортовой компьютер на E32 версии OBC IV Бортовой компьютер на E32 версии OBC IV

Основные различия между ними, не считая внешнего вида:

  • В OBC IV можно одновременно выводить две разные функции на Check Control дисплее (на приборной панели) и на дисплее самого бортового компьютера.
  • В OBC IV имеется больше «скрытых функций».
  • В OBCIV имеется два вида значений расхода топлива.

На кузове E32 все OBC взаимозаменяемы. На E34 выпускался бортовой компьютер без модуля Check Control на приборной панели. Бортовые компьютеры такого формата имеют свой собственный штекер для программирования на задней части устройства.

Ужасающая ошибка PPPP на дисплее бортового компьютера обозначает всего лишь что он не смог получить соответствующие значения. Если вы отключали аккумуляторную батарею – данные перезагрузятся после запуска автомобиля.

Описание кнопок на бортовом компьютере OBCIV

[Km/C (Miles/F)]Клавиша слева от дисплея БК. Служит для переключения меджу английскими и метрическими единицами измерения. Нужна чтобы выбрать сисиему измерения после смены языка бортового компьютера.
Верхний ряд кнопок:
[1000] [100] [10] [1]Эти кнопки служат для ввода информации. С помощью них заносятся соответственно тысячи, сотни, десятки или единицы какого-либо параметра
[s/r]Set/Reset. Служит для подтверждения/сохранения введенных данных.
Средний ряд кнопок:
[UHR/DAT]Переключает бортовой компьютер между временем и датой.После сброса клемм аккумулятора время и дата сбрасываются. Сначала устанавливается время при помощи клавиш [1000] [100] [10] [1], потом переключается на ввод даты и вводятся данные. Предложение ввести год появляется после сохранения даты. Все данные сохраняются нажатием на кнопку [s/r]. При этом при вводе времени секунды, хоть и не отображаются, сбрасываются в 00.
[VERBR]Расход топлива 1 и расход топлива 2. Рассчет начинается после сброса нажатием клавиши [s/r]. Рассчитывает интегральный расход топлива на 100 км пути. Два рассчитываемых результата могут быть использованы к примеру чтобы посчитать расход на всем пути и на каком-то его отрезке.
[REICHW]Показывает на какое расстояние хватит текущего запаса топлива. При значении меньше 15км отображаются прочерки (уже совсем пора на завправку). Если рядом с цифрой есть символ «+», то топлива хватит больше чем на указанный путь или бак полон.
[GESCHW]Показывает среднюю скорость с момента последнего сброса. Показание сбрасывается при нажатии на кнопку [s/r].
[A-TEMP]Температура воздуха за бортом. Т.к датчик расположен в переднем бампере – может завышать температуру во время стоянки с горячим двигателем. По мере движения данные снова приходят в соответствие с действительностью.При температуре за бортом равной «+3» звучит гонг и сообщение высвечивается на приборной панели. Это означает что теоретически возможно образование наледи и стоит быть внимательнее.
Нижний ряд кнопок:
[ZEIT]Аналогично с расходом считает время 1 и время 2. Сначала считает в минутах и секундах, потом в часах и минутах. Максимальное доступное время 99 часов 59 минут.Останавливается при выключении зажигания и продолжает отсчет при его включении. Сбрасывается нажатием на кнопку [s/r].В машинах, оборудованных опцией стояночной вентиляции задает время пуска и остановки подогрева. При повторном нажатии кнопки отображает нынешнее состояние. Время включения 1, время включения 2 и снова нынешнее состояние.
[ANK]Рассчетное время прибытия. Работает только после введения данных [DIST]
[DIST]Служит для задания расстояния до цели поездки. Ведет обратный отсчет в километрах. На основе динамики движения рассчитывается примерное время прибытия в пункт назначения. Отсчет начинается нажатием клавиши [s/r].
[LIMIT]Задает ограничение скорости. Если текущая скорость превышает лимит более чем на 5 км/час, то звучит гонг. На панель приборов выводится сообщение о превышении.
[CODE]Отвечает за иммобилайзер. Повернуть ключ в положение «1», ввести код из четырех цифр, нажать на клавишу [s/r] и выключить зажигание.При этом активируется отслеживание открывания капота, вынимания магнитолы и запуска двигателя.Если иммобилайзер активирован, то после поворота ключа зажигания в позицию «1» или «2» раздается звуковой сигнал и появляется показание ____ на бортовом компьютере, являющееся требованием ввода кода.Если попытаться тронуться с места не введя код то раздастся дополнительный гонг и двигатель не заведется.Если вы забыли код иммобилайзера:
  • Отсоединить клеммы аккумулятора на 5 минут.
  • Повернуть ключ зажигания в положение «1». Раздастся сигнал тревоги.
  • Появляется реверсивное показание времени (15 минут)

Спустя 15 минут можно заводить двигатель.

Если в приборной панели есть дисплей CheckControl (его нет на 520i и 525td/tds), то вся информация с бортового компьютера может быть на нем отображена независимо от дисплея на самом блоке бк. Выводятся все сообщения путем нажатия с торца на переключатель поворотников.

Последовательность отображения информации с бортового компьютера можно запрограммировать.

Для этого необходимо:

  • Нажать на переключатель поворотников и удерживать его в течение 3 секунд. Загорится PROG 1. Нажимать на БК те кнопки, информация от которых желательна на дисплее. После этого нажать [s/r] . При этом информация проходит .
  • Для выбора между показаниями расхода топлива нужно использовать кнопку km/miles. Аналогично для двух значений ZEIT и времени/даты. Если s/r нажать сразу после приглашения PROG 1, на дисплей будут выводится последовательно все данные с бортового компьютера.

Скрытые функции бортового компьютера

Бортовой компьютер на e34 и e32 обладает скрытым функционалом. Чтобы получить доступ к скрытым функциям нужно одновременно нажать клавиши «10» и «1000». После их нажатия на дисплее отобразится надпись «Test». Теперь для выбора одной из скрытых функций нужно набрать ее номер используя клавиши «10» и «1» и подтвердить выбор клавишей «s/r».

На бортовом компьютере OBCIII все «скрытые функции» легко доступны. На OBC IV их необходимо разблокировать. Чтобы разблокировать OBCIVнужно перейти к функции 19 и ввести секретный код. Секретный код не то, чтобы секрет. Это просто сумма текущего дня и месяца. Так что к примеру если сегодня 19 сентября, то код равен 19 +9 = 28. Сам я с такой блокировкой не сталкивался на своей машине, но я не мог получить доступ к скрытым функциям пока не были установлены время и дата бортовом компьютере.

Ниже я привожу коды и сами примеры скрытых функций для ODB III и ODB IV

КодФункция ODB IIIКак выглядит на ODB IIIФункция ODB IVКак выглядит на ODB IV
01Тест дисплеяБК bmw E32 OBC III: Тест дисплеяТест дисплеяБК bmw e34 OBC IV: Тест дисплея
02Моментальный расход топлива в литрах на 100км.БК bmw E32 OBC III: Моментальный расход топлива в литрах на 100км.Моментальный расход топлива в литрах на 100км.БК bmw e34 OBC IV: Моментальный расход топлива в литрах на 100км.
03Моментальный расход топлива в литрах в часБК bmw E32 OBC III: Моментальный расход топлива в литрах в часМоментальный расход топлива в литрах в часБК bmw e34 OBC IV: Моментальный расход топлива в литрах в час
04Средний расход топлива за последние 50км в литрах на 100км путиБК bmw E32 OBC III: Средний расход топлива за последние 50км в литрах на 100км путиСредний расход топлива за последние 50км в литрах на 100км путиБК bmw e34 OBC IV: Средний расход топлива за последние 50км в литрах на 100км пути
05Расстояние на которое хватит текущего запаса топливаБК bmw E32 OBC III: Расстояние на которое хватит текущего запаса топливаРасстояние на которое хватит текущего запаса топливаБК bmw e34 OBC IV: Расстояние на которое хватит текущего запаса топлива
06Текущее положение датчика уровня топлива (моментальный уровень)БК bmw E32 OBC III: Текущее положение датчика уровня топлива (моментальный уровень)Текущее положение датчика уровня топлива (моментальный уровень)БК bmw e34 OBC IV: Текущее положение датчика уровня топлива (моментальный уровень)
07Среднее положение датчика уровня топлива (усредненный уровень)БК bmw E32 OBC III: Среднее положение датчика уровня топлива (усредненный уровень)Среднее положение датчика уровня топлива (усредненный уровень)БК bmw e34 OBC IV: Среднее положение датчика уровня топлива (усредненный уровень)
08Скорость в километрах в часБК bmw E32 OBC III: Скорость в километрах в часСкорость в километрах в часБК bmw e34 OBC IV: Скорость в километрах в час
09Напряжение в бортовой сети (которое поступает на бк)БК bmw E32 OBC III: Напряжение в бортовой сети (которое поступает на бк)Напряжение в бортовой сети (которое поступает на бк)БК bmw e34 OBC IV: Напряжение в бортовой сети (которое поступает на бк)
10Дата прошивки бортового компьютераБК bmw E32 OBC III: Дата прошивки бортового компьютераКорректировка скоростиБК bmw e34 OBC IV: Корректировка скорости
11Текущая установка языка бортового компьютераБК bmw e34 OBC IV: Текущая установка языка бортового компьютера
12Диагностические значения (память ошибок)БК bmw E32 OBC III: Диагностические значения (память ошибок)Средняя скорость используемая бк в расчетахБК bmw e34 OBC IV: Средняя скорость используемая бк в расчетах
13Диагностические значения (входы и выходы)БК bmw E32 OBC III: Диагностические значения (входы и выходы)Расчетное время прибытияБК bmw e34 OBC IV: Расчетное время прибытия
14Данные об автомобиле БК bmw E32 OBC III: Данные об автомобилеДата прошивки бортового компьютераБК bmw e34 OBC IV: Дата прошивки бортового компьютера
15Диагностические значения (память ошибок)БК bmw e34 OBC IV: Диагностические значения (память ошибок)
16Диагностические значения (входы и выходы)БК bmw e34 OBC IV: Диагностические значения (входы и выходы)
17Данные об автомобилеБК bmw e34 OBC IV: Данные об автомобиле
18Выбор режима звуковой сигнализацииБК bmw e34 OBC IV: Выбор режима звуковой сигнализации
19Настройка блокировки и разблокировки дополнительных функций бкБК bmw e34 OBC IV: Настройка блокировки и разблокировки дополнительных функций бк
20Корректировка расхода топливаБК bmw e34 OBC IV: Корректировка расхода топлива
21Сброс всех ошибок и самого бортового компьютера

Диагностические значения (функции 14, 15, 16 для OBC IV) можно листать нажимая клавиши «100» и «1000».

Как провести калибровку расхода топлива (Тест 20):

Если данные по расходу топлива, показываемые бортовым компьютером отличаются от реальных то необходимо провести калибровку. Для этого необходимо выполнить несколько шагов:

  • Залить полный бак, отъездить его и снова залить.
  • Вычислить реальный расход, поделив количество залитого в бак топлива на полученный пробег на нем.
  • Рассчитать значение корректировка, как произведение старого значения на отношение расхода по БК к полученному реальному расходу.

Смена языка бортового компьютера

  • Поворачиваем ключ в положение 2 (то, которое перед зажиганием).
  • Дальше зажимаем и держим примерно 30 секунд кнопку Check Control на приборной панели (ту, которая переключает ошибки на бк, симметричная к кнопке сброса пробега)

На панели высветится новый язык. Языки меняются по кругу: Немецкий, Английский (US), Английский UK, и так далее. Я пользуюсь English UK.

А что думаешь ты?
Отлично
92%
Неплохо
5%
Сойдет
0%
Что?
0%
Это печально
0%
Просто ужас!
3%
Подробнее об авторе
Редакция BMW GUIDE