CompareComparing...

Зачем и как проверить генератор автомобиля

Сейчас читаете
Зачем и как проверить генератор автомобиля

Работа многих узлов и систем автомобиля зависит от электроэнергии, за выработку которой отвечает генератор. Однако, как и любой другой узел, он порой выходит из строя. Поэтому, чтобы в дороге не остаться без электричества, следует быть уверенным, что с авто все в порядке. Далее расскажем, как проверить генератор на работоспособность без машины и на машине — не снимая его. Это можно сделать не только в автомастерской, но и в домашних условиях.

Какая зарядка должна идти на аккумулятор с генератора

Стандартное напряжение в системе определяется как 12 V. Этот же параметр генератора на холостом ходу должен быть в пределах 13,5-14 V. Все измерения проводятся на аккумуляторе. Но случается, что вроде бы и генератор в порядке, а напряжение на аккумуляторе заниженное.

Все это свидетельствует о неисправности проводки. Определить такую неполадку можно, измерив напряжение на выходе генератора — между кузовом и клеммой В+. Однако если данные меньше 13 Вольт, это говорит о том, что пора проводить диагностику самого генератора.

Справка. Напряжение генератора измеряется на выходе в аккумуляторной кислотной батарее — либо мультиметром в режиме вольтметра, или же вольтметром. В идеале все измерение проводят утром, поскольку непосредственно перед проверкой все системы авто должны пребывать в покое.

Причины неисправностей генератора

Сбои в работе генератора могут проявляться по-разному, единственное — они не случаются внезапно, поэтому у владельца авто имеется запас времени, чтобы заметить и устранить перебои. Как же понять, что генератор неисправен? Есть несколько основных признаков неисправности генератора, благодаря которым можно вовремя обнаружить и устранить неполадки.

№1. Двигатель запускается с трудом. При техническом сбое аккумулятор получает куда меньший заряд, соответственно — не в состоянии в обычном режиме прокручивать стартер. Всему виной — поломка в электронном блоке реле-регулятора. В результате генератор вырабатывает куда большее напряжение, чем требуется, и аккумулятор быстро выходит из строя.

№2. Фары автомобиля продуцируют мерцание или тусклый свет. Работа осветительных приборов происходит с изменением яркости, что особенно заметно при наступлении темноты. Все это свидетельствует том, что генератор нуждается в диагностике и ревизии. В частности. Следует обратить внимание на приводной ремня, который не справляется со стандартными нагрузками. Кроме того, неполадки с данной деталью отражаются на подсветке приборной панели и освещении салона — она становится тусклой и малоэффективной.

№3. Активируется значок аккумулятора на приборной панели. Мерцающая пиктограмма намекает на грядущие проблемы с авто. Именно так бортовая система контроля предупреждает автовладельца, что проездка походит к концу. В запасе остается не более 50 км — ровно до тех пор, когда батарея полностью разрядится и прекратит выдавать искру. В данной ситуации следует отключить обогрев салона, вентиляционные приборы, музыку и направиться в ближайший автосервис. Либо остановить авто и ждать эвакуатора.

№4. Свистят элементы приводной передачи. Иногда из-под капота еще непрогретого автомобиля раздается неприятный звук. Так происходит, если приводной ремень недостаточно натянут. Необходимо как можно оперативнее исправить ситуацию — в противном случае генератор будет вращаться медленнее и не сможет полноценно заряжать аккумулятор. Проделать это можно с помощью автонатяжителя либо в ручном режиме. Последнее касается старых моделей авто, в которых автоматическое натяжное устройство не предусмотрено конструкцией.

№5. Приводной ремень перегревается. Горелый запах, а также отслоение кусочков резины — явный признак неполадок обводных роликов либо генератора. Зачастую такая поломка становится причиной серьезных бед. Попадая под ремень привода ГРМ, обрывки резины нарушают фазы газораспределения, и в результате движок выходит из строя. Выход один: при перегреве или разрушении ремня следует провести его ревизию — под нагрузкой шкив должен вращаться легко и без перекосов.

№6. Звенящий или шуршащий звук из-под капота. Как известно, установленные внутри генератора опоры вращающихся валов, использующие элементы качения, работают при повышенных температурах и значительных нагрузках. Ресурс их недолговечный. Детали, выработавшие смазку, провоцируют перекос ротора, что и вызывает появление неприятных звуков. Изношенность муфты также становится причиной шума. Со временем она деформируется и перестает выполнять свои функции. Эти неисправности можно устранить самостоятельно, выполнив демонтаж и разборку генератора на отдельные узлы.

№7. Электрический гул. А вот поломка, связанная с замыканием обмотки статора, издает совсем иной посторонний звук, скорее напоминающий электрический вой характерный для трамваев или же электричек.

Важно. Следует помнить, что генератор — это один из основополагающих устройств любого авто, и его поломка может обездвижить транспортное средство в самый неподходящий момент. Поэтому малейшая неисправность требует немедленного вмешательства.

Как проверить генератор на автомобиле без снятия

Один из самых актуальных запросов на сайтах автолюбителей — «как проверить, работает ли генератор». И если нет — что нужно предпринять. Разрешить сомнения можно даже без снятия самого агрегата. При этом заряд аккумулятора можно оценить, следуя определенному алгоритму. Для этого нужно:

  • Заглушить движок и отключить все системы, потребляющие энергию.
  • В режиме измерения постоянного напряжения подключив клеммы мультиметра к аккумулятору по схеме: плюс» — к плюсу, а минус» — к «минусу.
  • Замерить показатели автомобильной кислотной батареи. В норме прибор зафиксирует 12,5-12,6 V.
  • Можно запустить двигатель. А спустя пару секунд оценить напряжение: цифры не должны находиться в диапазоне 14,3-14,4 V.
  • Теперь следует проверить регулятор напряжения генератора. Как это сделать? Включить потребители электроэнергии — подогрев, кондиционер, свет и пр. В норме напряжение должно упасть до 14,1–14,2 V. Падение ниже 13,5 V сигнализирует о неполадках в генераторе. 

Совет. При ощутимой просадке напряжения понадобится профессиональная диагностика со снятием и разборкой узла. Только такой метод позволит понять: работает генератор или нет.

Способы проверки снятого генератора

А теперь следует подробно рассказать, как проверить мультиметром на работоспособность генератор, снятый с авто.

Прежде всего снятый агрегат следует разобрать. Дальнейшая ревизия включает несколько этапов, включая диагностику реле-регулятора, проверку диодного моста, контроль обмотки ротора и статора. Также предстоит проверить работоспособность колец и щеток, что вполне доступно в домашних условиях. В данном случае достаточно визуально оценить степень износа деталей. Что касается последовательности действий, она может быть любой, но при условии использования тестера на всех этапах.

Как проверить генератор лампочкой. Данный этап связан с исследованием реле-регулятора. Сначала к выводам реле-регулятора подключают лампочку на 12 вольт, а затем на вход подают напряжение. Если при показателях 15 В и выше лампочка продолжает гореть — реле-регулятор неисправен, если гаснет — все в порядке.

Как проверить обмотку генератора. Данную процедуру можно выполнить и в домашних условиях. Надо лишь мультиметром прозвонить статор без диодного моста: сопротивление между выводами в норме будет около 0,2 Оm, а показатель между обмоткой и нулевым проводом — не выше 0,3 Оm.

Как прозвонить ротор. В режиме прозвонки щупы мультиметра должны располагаться непосредственно между контактными кольцами, а показатели сопротивления на приборе определяться диапазоном 2,3-5,1 Оm. При значениях ниже указанных цифр высока вероятность межвиткового замыкания. Более высокие показатели говорят о плохих контактах или их разрыве. При переводе мультиметра в режим измерения силы тока и подаче напряжения на контактные кольца ротора в 12 V, сила тока не должна превышать 4,5 А. Эти цифры — подтверждение того, что ротор находится в рабочем состоянии.

Как проверить диодный мост у генератора. Ревизия этого узла подразумевает использование мультиметра в режиме прозвонки, причем обеих пластин поочередно. Один щуп подключают к «плюсовой» клемме, а вторым, по очереди, выполняют проверку каждого диода. В следующий раз щупы меняют местами. То же самое проделывают и со второй пластиной диодного моста. Проводимость рабочего диода должна быть только в одном направлении. то есть: при измерении в одну сторону сопротивление — небольшое, в другую — бесконечность. Если с обеих сторон диод показывает нулевое или бесконечное сопротивление, значит, он неисправен.

Важно. Неисправности диодного моста подразумевает либо пробой диода – когда он становиться обычным проводником, а мультиметр показывает сопротивление этого проводника. Либо обрыв диода — когда элемент вообще не проводит электрический ток, и в любом включении он будет иметь очень высокое сопротивление, а мультиметр будет показывать единицу, свидетельствуя об обрыве.

Советы автолюбителям

Отправляясь в длительное путешествие, не помешает заранее убедиться в исправности генератора своего автомобиля. Его поломка такая же коварная, как обрыв ремня ГРМ или неисправность коробки передач. Решить проблему в пути самостоятельно, при отсутствии запчастей и специальных инструментов, практически невозможно. Поэтому следует принять за правило — через каждые 100.000 км пробега проводить дефектовку и проверку генератора мультиметром со снятием. Сделать это можно и в домашних условиях, но лучше все же воспользоваться услугами автосервиса. Помощь профессионалов в данном вопросе неоценима.

Также следует:

  1. Незамедлительно устранять видимые механические повреждения генератора на автомобиле.
  2. Периодически контролировать состояние ремня генератора и натяжного ролика и степень его крепления.
  3. Время от времени проверять реле-регулятор и обмотки у генератора мультиметром. Это можно проделать и самому, но придется снимать генератор с автомобиля и частично разбирать его.

В заключение следует порекомендовать владельцам внимательно относиться к своему техническому средству — тогда поездки будут проходить комфортно и и доставлять истинное удовольствие.

А что скажешь ты?
Love It
0%
Like It
0%
Want It
0%
Had It
0%
Hated It
0%
Подробнее об авторе
Avtor

Оставить комментарий