Как самому вытянуть вмятину на машине- эффективные способы
Самостоятельное удаление и выпрямление вмятин на автомобиле — отличная альтернатива длительным и весьма дорогостоящим сервисным работам. Конечно, в идеале лучше бы с такими проблемами не сталкиваться вообще. Но, с другой стороны, от бытовых неприятностей и случайных ДТП никто не застрахован. После таких происшествий очень выручает креативный ремонт вмятин на кузове автомобиля. Далее расскажем, как убрать или выпрямить маленькую вмятину на машине своими руками. Такая правка и рихтовка происходит без покраски, если действовать осторожно и по инструкции.
Какие вмятины можно выправить без покраски?
В любом ДТП наибольшей проблемой становятся дефекты на металлических панелях кузова. Они не очень пластичны, поэтому неохотно возвращают исходную форму. Хорошо, что у металлических сплавов имеется «память». А поскольку любой дефект имеет особенности, то и возможность восстановления поверхности кузова авто укладывается в определенные рамки. Факторов, ограничивающих работы по выпрямлению вмятин без ЛКМ, предостаточно. Поэтому, прежде чем браться за рихтовку, следует учесть некоторые нюансы.
Характер дефекта. Если повреждение достаточно сильное, с так называемыми «заломами» — шансов вернуть поврежденному участку былой вид практически нет. Таким образом, выправление вмятины возможно, если края деформации более-менее плоские — без каких-либо трещин и надрывов.
Площадь дефекта. Как ни странно, но чем больше повреждение, тем будет легче устранить его самостоятельно. В этом случае самыми проблемными являются сколы и «впадинки» от мелких камней. В месте соприкосновения с корпусом авто при минимальной площади повреждения они оставляют весьма сложные заломы. Так что избавиться от таких следов без шпаклевки не получится.
Повторная реставрация. Для локальной рихтовки без использования ЛКМ очень важно заводское, то есть «первичное» состояние поверхности. Предшествующие реставрационные работы, в том числе с использованием шпаклевки, не позволят добиться успеха при распрямлении металла, а слой мастики и вовсе может лопнуть в самый ответственный момент.
Если ни одно из вышеперечисленных обстоятельств не относится к вашему случаю, можно постараться вернуть машине исходный вид.
Правила выправления вмятины
Если повреждение образовалось в доступном для ремонта месте, его можно убрать самостоятельно буквально за пару минут. Главное — подготовить необходимые инструменты и выбрать правильный способ устранения дефекта. Давайте разберемся, как корректно провести работы.
Материалы и инструменты
В зависимости от выбранного метода набор инструментов для удаления вмятин без покраски будет отличаться. В целом, начинающему автомастеру пригодится:
- ручная (а лучше вакуумная ) вытяжка — для поднятия вмятин без покраски;
- мини-молоток со сменными насадками;
- обратный молоток;
- молоток под насадки
- лампа — для хорошего освещения рабочего места;
- мини-лифтер;
- керны из металла и пластика со сменными насадками — для вытягивания вмятин без покраски;
- клеевой пистолет;
- клеевые «грибки» — под разные размеры деформаций;
- жидкость и скребки — для удаления клея.
Плюс — индивидуальные приспособления и технические приборы, о которых будет рассказано ниже.
Способы выправления вмятины
В исправлении вмятин без покраски профессионалы выделяют три главных подхода. А именно:
Термический. Отличный помощник, помогающий в кузовных работах — это высокий температурный режим. С его помощью активируется «память» материала, и он становятся податливее. Кроме того, это самый безопасный метод выпрямления вмятин, хотя иногда проблемы с лакокрасочным покрытием все же возникают, особенно при перегревах.
Механический. Умелые физические воздействия неплохо работают относительно многих типов повреждений. В автосервисах для выпрямления применяют специальные инструменты, которыми точечно воздействуют на дефект. В домашней автомастерской таковых может не оказаться. Зато всегда можно найти аналоги или воспользоваться самыми банальными подручными средствами. Главное — не переусердствовать и не деформировать поверхность кузова еще больше.
Комбинированный. Самый, пожалуй, эффективный и наименее травмирующий способ борьбы с вмятинами. Основную работу выполняет нагрев, а вернуться в исходное состояние материалу поможет точечное механическое воздействие. Правда, времени потребуется несколько больше. Но усилия того стоят!
Совет. Выпрямляя вмятину, можно использовать кельму из нержавейки с нижней полированной поверхностью — с ней проще защитить лакокрасочное покрытие. А чтобы «подошва» была идеально чистой, инструмент необходимо тщательно протереть и обезжирить.
Нагрев и последующее охлаждение
Суть данного метода состоит в нагреве с последующим резким охлаждением металлической плоскости кузова. При повышенных температурах металлы становятся «послушными. Потребуется мощный строительный фен и баллончик со сжатым воздухом. А далее следует:
- Прогреть поверхность феном. При этом материал поврежденного участка немного расширится.
- Сразу же обработать участок баллончиком. При резком охлаждении происходит обратный процесс — усадка.
- Чрезмерное напряжение, возникшее в точке деформации, снимается из-за резкой перемены температур, и поверхность выравнивается. В это время раздается характерный звук — хлопок.
С помощью пылесоса
Выравнивание вмятин на автомобиле без покраски можно осуществить с помощью обычного пылесоса. Понадобится еще пластиковое ведро для мусора. Но такого размера, чтобы полностью могло закрыть проблемную зону. Затем:
- Ведро фиксируют на пылесосе скотч-лентой.
- На дне делают отверстие диаметром, соответствующим шлангу пылесоса.
- При включении пылесоса в емкости создается пониженное давление, под воздействием которого деформированная поверхность вытягивается.
Применение горячего клея
Для реализации такого метода понадобятся зажигалка и клеевые стержни. Их количество зависит от площади повреждения: чем больше вмятина, тем большее количество потребуется. А далее все просто:
- Из стержней формируют пучок.
- Один конец нагревают, быстро прикладывают к центру вмятины и ждут, когда клей затвердеет и прочно схватится с поверхностью кузова.
- Аккуратно тянут за пучок — до полного устранения дефекта. После удаления вмятины таким способом покраска не требуется.
- Завершив работу, остатки клея удаляют специальной смывкой.
Совет. Если с первого раза не удалось избавиться от повреждения, действия следует повторить.
С помощью сантехнического вантуза
Если вмятина имеет плавные края без заломов, можно попробовать выправить ее обычным вантузом. Алгоритм такой:
- Резину-присоску нагревают в очень горячей воде.
- Приспособление прикладывают к вмятине, крепко прижимают на пару секунд.
- А затем резко отрывают.
С помощью болта
Если вмятины образуют диаметр менее 1,5 см, они являются мелкими. Справиться с ними можно посредством болта. Порядок исправления такой:
- Берут болт или же винт со шляпкой подходящей формы, обрабатывают наждачной бумагой и полируют.
- Поврежденную плоскость и сам болт тщательно протирают и обезжиривают.
- Приклеивают болт в центр вмятины клеевым пистолетом.
- Деформированную поверхность пытаются вытянуть назад — то есть, на свое место.
С помощью мяча
Проверенный временем, но весьма эффективный способ выпрямления погнутостей. Можно попробовать вытянуть вмятину на машине без дальнейшей покраски, используя обычный футбольный мяч. Для этого надо:
- Подобраться к вмятине с внутренней стороны (если повреждена дверь, потребуется демонтировать обшивку).
- Установить спущенный мяч так, чтобы при накачивании изделия он выдавливал вмятину.
С помощью такого нехитрого способа получится выпрямить большинство средних вмятин. Из плюсов можно отметить бюджетность и простоту и способа, а к минусам — неудобство выполнения работ.
С помощью рычагов
Еще один проверенный способ, как выпрямить вмятины, используя рычаги. Придется очень постараться, поскольку ремонт вмятин производится с обратной стороны кузова машины. При этом демонтируются все, что затрудняет доступ к дефекту: обшивка, зеркала, ручки и т. д. А затем следует:
- Подобрать подходящий по длине рычаг и направить его к центру вмятины.
- Затем плавными, осторожными движениями надавливать таким образом, чтобы металл потихоньку выпрямлялся.
- Протереть отремонтированную поверхность щадящим полиролем.
С помощью магнитов
С рихтовкой хорошо справляются мощные неодимовые магниты. Принцип работы достаточно прост, алгоритм же насчитывает всего пару шагов.
Чтобы не поцарапать поверхность авто, под магнит подкладывают мягкую салфетку. При этом:
- Рихтовку проводят в направлении от края к центру дефекта, «натягивая» инструмент на себя.
- Если вмятина не слишком глубокая, такие действия позволят полностью от нее избавиться без дополнительного окрашивания поверхности.
Совет. Не стоит приближать магнит непосредственно к кузову — впоследствии его очень сложно будет отсоединить.
С помощью фена
Для выравнивания вмятины таким способом не требуется разбирать машину, снимать обивку. Работы производятся с внешней стороны.
- Закрыть вмятину фольгой.
- Поврежденный участок нагреть обычным феном при максимальной температуре. При показателе выше, чем +100°С может не выдержать лакокрасочное покрытие.
- Флакончик со сжиженным газом быстро распылить по нагретой поверхности до образования инея.
Готово! Под воздействием перепада температур вмятина выравнивается.
Удаление вакуумными присосками
Самый распространенный и весьма эффективный метод вытягивания вмятин, хорошо зарекомендовавший себя в рихтовке небольших повреждений, возникших от ударов мячом или аналогичными предметами. В ходе реставрационных работ понадобится специальное вакуумное устройство. Ход работ следующий:
- Поверхность как следует очищают и обезжиривают — для более плотного прилегания присоски.
- Смачивают не только инструмент, но и поврежденную зону, на которую будет воздействовать инструмент. Это значительно усилит вакуумный эффект и добавит силу в процессе вытягивания.
- Закрепленную присоску начинают плавно двигать по алгоритму: влево-вправо-вниз-вверх — пока вмятина полностью не исчезает.
Удаление химическим аппликатором
Данный способ хорош исключительно в тех случаях, когда не удается добраться до вмятины, находящейся с внутренней стороны кузовной панели. Чтобы выполнить работы:
- Поверхность повреждения полностью очищают и обезжиривают.
- По центру вмятины специального термоклея крепят химические аппликаторы.
- Используя мини-лифтер, «вытягивают» металла.
- После ликвидации повреждения клей смывают, чтобы на лакокрасочном покрытии не остались следы и разводы.
Как видите, устранить вмятину на машине можно и самому, то есть своими руками — не прибегая к помощи мастеров из автосервиса. А новичкам поможет убрать мелкие вмятины на машине представленное ниже видео.