Все мы любим вкусный «алфавитный суп» – когда кажется, что случайные наборы букв и цифр скрывают потаенный смысл… Кодовый язык производителей – это и названия различных шасси, двигателей, и производных от базовых моделей. Это хардкорный диалект, вдоль и поперек изученный людьми, влюбленными в технику и хорошо ее понимающими. Загадочный жаргон, который используется для описания наших любимых автомобилей с чисто технической стороны, намекающий на более глубокий смысл, скрытый за гладкими маркетинговыми формулировками. И одним из самых вкусных примеров этого скрытого, потаенного смысла является легендарный BMW 3.0 CSL.
Построенный для омологации BMW Е9 в кузовных гонках на основе очаровательного 3.0 CS, купе без средней дверной стойки – он входит в число самых элегантных европейских автомобилей класса GT из когда-либо построенных. CSL (купе, спортивный, легкий) в результате получился злее и острее, чем автомобиль породивший его, но в то же время трансформация привнесла как плюсы, так и минусы.
В конструкцию были добавлены специфичные для модели амортизаторы и пружины, смонтированные на почти стандартной подвеске CS, но с увеличенным передним и задним развалом колес – удивительно, но стабилизаторы при этом установлены не были. Как это ни странно, но угловая скорость поворота рулевого колеса немного уменьшилась, в то время, как тормоза остались стандартными – 10,7 дюймовые диски на всех четырех колесах, как и на стандартных моделях CS.
Внешние же дополнения включали в себя аэродинамический пакет, состоящий из отчетливых длинных плавников по бортам, огромного переднего спойлера, небольшого спойлера вдоль задней кромки крыши, и гигантского антикрыла, смонтированного на крышке багажника – последние два элемента поставлялись в багажнике, для самостоятельной установки, поскольку на немецких дорогах они незаконны.
Некоторые не столь значительные изменения еще больше отличали CSL от заурядного Е9, и варьировались на протяжении всего периода производства. И, конечно же, все они вносили свой вклад в его дикарскую эстетику – неравномерную, безудержную, стремительную и очень, очень агрессивную. Именно за эту комбинацию качеств CSL и получил свое прозвище – «Batmobile».
Скинувший несколько сотен фунтов по сравнению с базовой Е9 – около 300 для более роскошного «городского пакета», и до 440 на максимально «раздетой» версии с ручными стеклоподъемниками спереди, фиксированными задними боковыми стеклами, без кондиционера и переднего бампера, с меньшей звукоизоляцией, и другими изменениями, максимально снижающими его вес. Также у всех CSL были алюминиевые съемные панели, вероятно вносящие самый большой вклад в снижение массы автомобиля.
Впервые представленный в мае 1972 года, на ранних моделях использовался уже имеющийся на тот момент двигатель M30 – почтенная Мюнхенская рядная шестерка, выдающая 180 л.с. К августу того же года его объем был увеличен на 18 кубиков до 3.003 куб.см, что в сочетании с системой впрыска топлива (заменившей сдвоенные карбюраторы Zenith) увеличило мощность до 200 л.с., и позволило гоночной версии конкурировать в одном классе с автомобилями объемом 3 литра и выше. К окончательной версии рабочий объем увеличился до 3.153 кубов и прибавил еще около 6 лошадок мощности.
В результате CSL доминировал на всех Европейских Кузовных гонках, выигрывая все чемпионаты с 1973 по 1979 год, за исключением 1974 года, когда Ford феерично взял титул со своим невероятным Escort RS1600 с движком Cosworth под капотом. А победа в 1973 году на 24 часа Ле Мана доказала и его выносливость.
Также CSL имел некоторый успех на IMSA в Северной Америке, где несколько гонок 1975 года были выиграны Брайаном Редманом и другими пилотами.
Поддерживая свой культовый статус, «Бэтмобиль» предложил свою характерную форму в качестве двух первых холстов в невероятном арт-проекте BMW Art Cars. Александр Колдер раскрасил свой холст в массивные, цветные полосы, контрастирующие с суровой черно-белой графикой Фрэнка Стеллы.
Наш автомобиль – ранняя модель, более чистая по форме и менее эпатажная, чем поздние, специфичные версии Бэтмобиля, но от этого не менее особенная. Я не уверен, какой предпочтительнее для меня, но я бы совершил немало ужасных вещей ради того, чтобы в моем гараже был припаркован столь невероятный и восхитительный автомобиль.