Сейчас читаете
Пускаем по ветру всё вложенное в спорткар BMW M4

Начинать разговор про M-кабриолет надо с купе BMW M4. Это манифест отделения BMW Motorsport GmbH, декларирующий: все средства хороши ради господства в классе. Благодаря рекордному бюджету и колоссальным изменениям в конструкции по сравнению с обычной двухдверкой четвёртой серии, купе M4 изумительно хорошо на общественных дорогах и особенно на треке.

Уникального баланса ходовых качеств баварцы добились, увязав в одну слаженную систему силовой агрегат, подвеску и очень жёсткий кузов. А на что способен кабриолет BMW M4? Держит ли фокус ultimate driving machine, когда едет крыша?

Автор: Роберт Есенов, Фото: Драйв

Россияне купили шесть кабриолетов BMW M4 с ноября 2014 года по июнь 2015-го и 120 — обычных, четвёртой серии за последние 16 месяцев.

Вроде бы от закрытой версии тут и специально разработанная подвеска с коваными рычагами, и крепкие оригинальные подрамники (алюминиевый спереди и стальной сзади), и развитый силовой каркас передка с углепластиковой U-образной растяжкой под капотом. Все эти дорогущие решения должны превратить мягкотелую открытую «четвёрку» в киборга. Но кабриолет — машина по сути бесхребетная, и как только вы складываете крышу, рушится мощнейшая замкнутая конструкция «эмки». И все затратные высокотехнологичные уловки разом теряют смысл.

Зеркала обеспечивают отменную обзорность, но в поворотах мешают толстые передние стойки и низко установленное внутрисалонное зеркало.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Передние кресла фиксируют тело при быстрой езде и не напрягают вашу спину в длительных путешествиях. Пассажирам второго ряда можно только посочувствовать: ноги девать особо некуда и ветер лупит по голове уже на городских скоростях.

Хотите кабриолет — получите паразитные вибрации и свободу перемещения частей автомобиля относительно друг друга. Даже на минимальных неровностях вроде прерывистой дорожной разметки, когда BMW M4 Convertible наполняется ощутимыми колебаниями, рулевая колонка с внутрисалонным зеркалом заднего вида начинают приплясывать, не попадая в такт движениям кузова. На ямах и колдобинах ― дрожь и рассинхрон усиливаются. И только на ровной, как гладильная доска, дороге открытая «эмка» восстанавливает целостность. Но много ли у нас таких идеальных участков?

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Панели трёхсекционной крыши состоят из алюминия, пластика и стекла, а конструкция механизма складывания ― из стали. Верх прячется за 22 с на скоростях до 18 км/ч.
Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Возле подлокотника на центральном тоннеле ― кнопки управления крышей и выключатели подачи тёплого воздуха к шее. Нелишняя опция, хотя с поднятыми стёклами и ветрозащитным экраном в салоне даже на высокой скорости ветер не напрягает.

Насколько податливее силовая структура кабриолета по сравнению с купе, немцы не раскрывают. Обозначены лишь две крайности: жёсткость кузова на кручение у купе BMW M4 достигает 40 000 Н•м/град, у обычного кабриолета четвёртой серии она в два раза ниже. И где-то в этом диапазоне — M4 Convertible. Впрочем, жёсткость — ещё не всё. Для «эмности» губителен лишний вес… Немцы старались сделать крышу легче, используя алюминий и пластик, но в ней всё равно 153 кг, и эта ноша на плечах не может не влиять на центр масс. Плюс стальные усилители спереди и сзади, V-образные распорки днища — в итоге кабриолет M4 на 253 кг тяжелее купе (1865 кг).

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Четырёхпоршневые суппорты с перфорированными дисками, электронноуправляемый «самоблок» и двухрежимная выпускная система ― базовое оснащение. Адаптивные светодиодные фары и 19-дюймовые колёса (с шинами Michelin Pilot Super Sport) ― опции за 150 и 146 тысяч рублей. За доплату также доступны углеродокерамические тормоза ценой 523 тысячи.

Большая масса, недостаточная жёсткость кузова, повышенный центр тяжести — что-то не похоже на M-рецепт успеха. И действительно, вместо цельности и высочайшего уровня взаимопонимания с водителем — податливость, заметные крены, меньшая отзывчивость на управляющие действия. То, что делало купе M4 выдающимся автомобилем, сдуто ветром, треплющим волосы. Конечно, если поднять крышу и выбрать комфортный режим шасси, руль станет более-менее информативным, а плавные скольжения под сброс газа и великолепные тормоза утешат на время, но не более.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
С поднятой крышей кузов меньше вибрирует, рулевое управление становится прозрачней, но подвеска жёстче отрабатывает неровности. Шумоизоляция нормальная ― до 120 км/ч никакого дискомфорта.

Однако у кабриолета M4 есть одно безоговорочное преимущество перед купе ― он стелет мягче. В купе руль и зеркало не ходят ходуном, но оно собирает вообще всю мелочь. А эта машина с адаптивной подвеской в «Комфорте» почти закрывает светодиодные глаза на микропрофиль полотна. На неровностях покрупнее нет ощущения, что участвуешь в родео, а сильными ударами сопровождаются только такие ямы, в которые по-хорошему и попадать не стоит. В «Спорте» кабрик становится чуть жёстче и собраннее, но разница мизерна. Нервный Sport Plus на обычных дорогах неуместен. А на необычных неуместен уже сам кабриолет — не в гонках же на нём ездить, в самом деле.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Кабриолет ожидаемо медленнее купе: до 100 км/ч разгоняется за 4,4 с вместо 4,1, а с 80 до 120 км/ч на четвёртой передаче ускоряется за 3,7 с вместо трёх с половиной.

Sport Plus для силового агрегата ― тоже излишество: в городе не ужиться с 430 «лошадьми», пришпоренными этим неистовым режимом. Каждое нажатие на акселератор ― яростный прыжок вперёд. Кажется, подуешь на педаль газа — и машина ринется к горизонту. А уж если нажал от души, ураган тяги сдувает тяжёлый кабриолет с места, словно пушинку. Ещё можно выставить семидиапазонный «робот» в самый жёсткий режим переключений. Теперь даже при слабом ускорении передачи держатся до отсечки, а при интенсивном ― смена ступеней ещё и сопровождается пинками. Сбрасываешь газ — и «преселектив» M DCT долго держит текущую передачу… Навыки, помогающие купе на треке, тут кажутся рудиментарными. Убери Sport Plus — никто не заметит.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
У двигателя, коробки передач, рулевого механизма и амортизаторов — по три режима. Кнопками М1 и М2 на левой спице руля можно быстро активировать настроенные заранее комбинации. Ручной режим у «робота» честный, система стабилизации отключаемая.
Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Объём багажника ― 220–370 л в зависимости от положения крыши. Для облегчения доступа к вещам предусмотрен механизм, приподнимающий сложенный верх. Под фальшполом находятся ремкомплект и аккумулятор.

В городском трафике приятней ездить, когда наддувный агрегат в «Спорте», а «робот» ― на втором, промежуточном уровне злости. Динамика остаётся ошеломляющей, низкочастотный гул на малых оборотах и рёв на высоких — на месте, только резкость пропадает. Выясняется, что коробка передач может работать одновременно и шустро, и плавно. Оптимальный вариант! А большинству, я уверен, придутся по душе базовые настройки: в «Комфорте» M4 предстанет безмятежным автомобилем, особенно учитывая хорошую ветрозащиту при сложенной крыше.

По словам немцев, настройки рулевого механизма и шасси у кабриолета и купе BMW M4 почти не отличаются. Инженеры лишь адаптировали демпфирующие элементы под увеличенную массу. Потеря структурной целостности кузова невосполнима.

Кабриолет M4 — просто красивый автомобиль с сумасшедшим мотором и приемлемым уровнем ездового комфорта. Но в настоящей M-машине должно быть нечто большее — особое чувство единения с машиной, гармонии воли и возможностей. А тут водитель сам по себе, открытая «эмка» сама по себе. Вроде бы ты ею управляешь, заставляешь разгоняться под раскатистый и малость искусственный звук двигателя, осаживаешь тормозами — но всё равно остаёшься вне игры. Кабриолет — это ветреница, которую нужно водить одной рукой. Если протягиваешь к ней обе, становится очевидно, что она не в состоянии крепко обнять тебя в ответ. Ну и зачем такие отношения?

Технические характеристики M4

Модель BMW M4 Convertible
Кузов
Тип кузова кабриолет
Число дверей/мест 2/4
Длина, мм 4671
Ширина, мм 1870
Высота, мм 1386
Колёсная база, мм 2812
Колея передняя/задняя, мм 1579/1603
Снаряжённая масса, кг 1865
Полная масса, кг 2250
Объём багажника, л 220–370
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд
Число клапанов 24
Рабочий объём, см³ 2979
Макс. мощность, л.с./об/мин 431/5500-7300
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 550/1850–5500
Трансмиссия
Коробка передач роботизированная, семиступенчатая
Привод задний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые перфорированные
Задние тормоза дисковые перфорированные
Шины 255/35 ZR19 / 275/35 ZR19
Дорожный просвет, мм 116
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 250*
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 4,4
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 11,5
— загородный цикл 7,1
— смешанный цикл 8,7
Норма токсичности Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 60
Топливо АИ-95–98

Комплектация

Базовое оборудование BMW M4 Convertible
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки безопасности
Система динамической стабилизации
Система предупреждения столкновений
Система start/stop
Биксеноновые фары
Датчик дождя
Датчик света
Бортовой компьютер
Круиз-контроль
Двухзонный климат-контроль
Ключ-карта
Мультифункциональное рулевое колесо
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом
Электрохромное внутрисалонное зеркало
CD-магнитола с поддержкой MP3
Доводчик крышки багажника
Иммобилайзер
Отделка салона кожей
Легкосплавные колёсные диски диаметром 18 дюймов
Дополнительное оснащение тестового автомобиля
Семиступенчатый «робот» 309 518
Окраска «металлик» 60 262
19-дюймовые легкосплавные колёса 146 869
Расширенная кожаная отделка 46 628
Подогрев руля 15 090
Аудиосистема Harman/Kardon 86 509
Навигационная система 175 705
Пакет Connected Drive, включая USB-интерфейс и поддержку протокола Bluetooth 51 490
Доступ в салон без ключа 46 883
Ветрозащитный экран 28 567
Камера заднего вида 33 290
Датчики парковки спереди и сзади 59 554
Складывающиеся задние сиденья 15 896
Подогрев передних кресел 29 373
Сдвижной центральный подлокотник 11 865
Сетка для крепления багажа 7141
Система подачи горячего воздуха к шее 31 793
Электрорегулировка передних сидений и память положения кресла водителя 78 892
Боковые зеркала с функцией автоматического складывания и затемнения 32 599
Велюровые коврики 7948
Охранная сигнализация 38 128
Датчики давления в шинах 21 544
Адаптивные светодиодные фары 150 785
Система мониторинга слепых зон 44 464
Адаптивная подвеска 150 785
Камеры кругового обзора 58 748
Проекционный дисплей 77 754
Система предупреждения об уходе с полосы 41 238
Система автоматической парковки 27 761
Цена базовой комплектации, рубли 4 488 000
Цена протестированного автомобиля, рубли 6 375 079

Техника

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Подвеска с алюминиевыми амортизаторами Sachs по доброй М-традиции собрана на стальных шарнирах. Для экономии спереди и сзади используются несколько одинаковых рычагов. Специально разработанные подрамники жёстко крепятся к кузову. Передний — алюминиевый, задний — трубчатый стальной.

Опоры амортизаторов соединены не только между собой, но и завязаны на основание стоек лобового стекла — всё это напоминает конструкцию гоночного каркаса безопасности. Есть даже вертикальный усилитель, дублирующий арматуру радиаторов.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Отличие кабриолета — в большем количестве стальных усилителей и повышенном центре масс. Ведь конструкция крыши и дополнительные балки-усилители подняли снаряжённую массу до 1865 кг. На картинке справа изображены различные сорта стали.

На мультифазные (прочность на разрыв — свыше 300 МПа) приходится восемь процентов, на стали горячей формовки (свыше 900 МПа) — три процента. Остальные 90% пошли на сталь с прочностью на разрыв ниже 300 МПа.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

По индексу S55 ясно, что М-мотор — родственник «турбошестёрки» N55 от BMW 335i. Однако их объединяют части головки блока да генератор. Сам алюминиевый блок цилиндров — новый и для пущей жёсткости выполнен по более трудоёмкой схеме closed deck, то есть со скрытыми каналами рубашки охлаждения. В цилиндрах вместо вкладышей используется тонкий слой углерода и железного сплава, нанесённый методом газотермического напыления.

Масса двигателя в сборе — 208 кг. Здесь два водяных насоса: механический с приводом от коленвала и стандартный электрический от N55 — охлаждающую жидкость качают оба! Форсунки, подающие до трёх порций бензина за цикл, — стандартные, как и давление в топливной системе — 200 бар. Но М-мотору под полной нагрузкой требуется больше топлива, поэтому тут два ТНВД.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Маленькие турбокомпрессоры — по одному на каждые три цилиндра — с обычной одинарной улиткой были выбраны по соображениям отзывчивости. Именно ради неё рабочий аппарат турбины выполнен заодно с выпускным коллектором. Вспышки в цилиндрах рядной шестёрки происходят по схеме 1–4–2–5–3–6, поэтому подобное расположение турбокомпрессоров — идеально.

Максимальное давление при 185 000 об/мин колеса турбины — 1,25 бара для каждого нагнетателя. Линейность характеристик обеспечивает электронноуправляемый перепускной клапан с электромотором в приводе заслонки. Клапаны сброса избыточного давления (blow-off) отсутствуют — немцы утверждают, что с этим справляется оптимизированный Valvetronic с переработанной формой коромысел, приводящих клапаны.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Преселективный робот Getrag — как на BMW M5, даже передаточный ряд тот же. Главная передача отличается, но сам узел заднего редуктора с электромоторчиком в приводе блокировки дифференциала — тоже от M5.

История  кабриолетов M3

Авторы: Леонид Попов, Роберт Есенов

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Впервые BMW M3 срезали крышу в 1988 году. Кабриолет длиной 4346 мм был основан на обычной открытой «трёшке», но инженеры поколдовали над подвеской. Например, они увеличили кастор спереди, установили алюминиевые рычаги и некоторые элементы от передней подвески седана пятой серии Е28, не забыв про менее податливые сайлент-блоки.

Снаряжённая масса не превышала 1360 кг. Двигатель — атмосферный четырёхцилиндровый 2.3 от купе M3 (E30). Первоначально его мощность составляла 195 л.с., а с 1990 года ­— 215 «лошадей». С последним агрегатом автомобиль развивал 239 км/ч. На тот момент он был самым быстрым четырёхместным серийным кабриолетом в мире.

А ещё в единственном экземпляре был построен кабриолет BMW M3 Sport Evolution с 238-сильным мотором. В июне 1991-го с конвейера сошёл последний открытый спорткар M3 серии E30. Всего было выпущено 786 таких машин.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Второе поколение BMW M3 Convertible поступило в продажу в 1994 году. Длина составляла 4443 мм. Как и купе M3 (E36), модель оснащалась атмосферной «шестёркой» 3.0 мощностью 286 л.с., но открытая версия была на 80 кг тяжелее закрытой (итого — минимум 1540 кг).

С нуля до сотни «открытка» ускорялась за 6,2 с (на 0,2 с медленнее, чем купе). В 1995 году мотор был заменён на «шестёрку» 3.2 (321 л.с.), что позволило сократить время разгона до 5,6 с. Одной из инноваций этой модели были выстреливающие дуги безопасности позади задних подголовников, а также применение опциональной роботизированной коробки передач SMG (Sequential M gearbox).

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

Третье поколение «заряженного» кабриолета вышло в 2001 году. Длина увеличилась до 4492 мм, а снаряжённая масса — до 1730 кг. Технически кабриолет повторял купе М3 (E46), за исключением стальных усилителей кузова на днище.

Новая атмосферная «шестёрка» 3.2 развивала 343 «лошадки», позволяя набирать первую сотню за 5,5 с (на 0,4 с медленнее, чем аналогичное купе). На выбор предлагались две шестиступенчатые коробки передач — механическая либо роботизированная SMG II. Как и закрытая «эмка», кабриолет получил спортивную М-подвеску, дифференциал с электронноуправляемой блокировкой GKN и мощные тормоза с перфорированными дисками.

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв

В 2008 году появился кабриолет M3 четвёртой генерации. Это был революционный автомобиль. Впервые вместо мягкой крыши немцы применили жёсткий верх. Он состоял из трёх секций, а в багажник убирался за 22 с. А под алюминиевым капотом место рядной «шестёрки» 3.2 заняла V-образная «восьмёрка» рабочим объёмом четыре литра. Мощность — 420 сил.

Время разгона сократилось до 5,1, но снаряжённая масса достигла внушительных 1885 кг. Клиенты по-прежнему могли выбрать машину с ручной коробкой передач или с роботизированной. Последняя, правда, получила два мокрых сцепления и название M DCT.

Ещё одна любопытная деталь: кабриолету полагалась особая кожа на сиденьях, отличная от таковой на купе, — специальное покрытие отражало солнечные лучи, уменьшая нагрев поверхности кресел, когда крыша была сложена.

За кадром

Тест-драйв BMW M4 от журнала Драйв
Находясь в таком кабриолете, готовьтесь к повышенному вниманию. Смотрят все: и дети, и взрослые, и женщины, и мужчины. Нас по несколько раз на дню просили показать, как складывается крыша. А ещё будьте бдительны в дорожных заторах. У нас ведь любят выкинуть сигарету или упаковку от жевательной резинки из машины, не глядя в окно.
А что скажешь ты?
Отлично
0%
Неплохо
0%
Сойдет
0%
Что?
0%
Это печально
0%
Просто ужас!
0%
Подробнее об авторе
Редакция BMW GUIDE

Оставить комментарий