Сейчас читаете
Огненный материал о BMW 2002 Turbo из рубрики «Охотники за раритетами» от Motor.ru

Эта модель называется 2002 и в ней уже есть все, с чем BMW ассоциировалась в последующие годы: спортивный характер, круглые фары, акулий профиль радиаторной решетки с характерными ноздрями и даже пресловутый изгиб Хоффмайстера.

В шестой серии рубрики «Охотники за раритетами» журнал Motor.ru подготовил шикарнейший материал о BMW 2002 Turbo и мы просто не можем не поделиться им. 

В этом эпизоде «Охотника за раритетами» мы отправимся на дороги, где снимался фильм «Агент 007: Спектр», чтобы сесть за руль легендарного BMW 2002 Turbo, — первого осмысленного спорткара с турбиной. А так же вспомним времена, когда BMW была близка к краху, но стала той маркой, какой мы знаем ее сегодня.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

К началу шестидесятых BMW продолжал выпускать либо старомодные лимузины, либо мотоколяски с передней дверью – машины для аристократов и сапожников. У BMW была репутация, но не было достижений. А убытки и плохое руководство толкали фирму к слиянию с Mercedes-Benz. Казалось все шло к неизбежному краху, но еще оставалась одна маленькая надежда.

Несмотря на в целом удачную конструкцию и великолепный дизайн, BMW 501/502 не были коммерчески успешными машинами. Самый выгодный в те времена американский рынок был переполнен аналогичными автомобилями местного производства, и перспектив выхода на него не было.

В критический момент в компанию инвестировала семья богатых промышленников Квант. А самое главное – у BMW появились новые модели: седан Neue Klasse, прообраз пятой серии, и младшая 02 серия. Именно эти машины сделали BMW той маркой, какой мы знаем её сейчас.

50 Years of BMW New Class, BMW 1500 (03/2011)
В среднем около получаса — именно столько вам бы пришлось стоять в очереди, чтобы увидеть салон нового BMW 1500 на Франкфуртском Международном Автосалоне (IAA) в 1961 году.

Эта модель называется 2002 и в ней уже есть все, с чем BMW ассоциировалась в последующие годы: спортивный характер, круглые фары, акулий профиль радиаторной решетки с характерными ноздрями и даже пресловутый изгиб Хоффмайстера, который к месту и не к месту упоминают во всех статьях про BMW. А назван он по имени тогдашнего шеф-дизайнера марки.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

Характерный изгиб задней стойки еще с сороковых годов встречался на купе General Motors. В пятидесятых на Kaiser и Lancia. Сам Вильгельм Хоффмайстер, как дизайнер, классиком жанра тоже не стал. Первую BMW, получившую изгиб Хоффмайстера вообще рисовали итальянцы из Бертоне. Но именно в его годы BMW стали безошибочно узнаваемы.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

По сути в истории BMW было два периода – до и после этих машин. А эта версия еще и прообраз современных эмок. Отделение M GMBH тогда занималось гоночными проектами, но здесь доработана подвеска, аэродинамика и самое главное двигатель. Одни почитают скайлайновский RB26, другие 2JZ от супры. Есть оппозитники Porsche, Chevrolet Small Block. Но если взглянуть на этот четырехцилиндровый мотор с индексом M10 – можно конкретизировать что значит легендарный мотор.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

Разработанный настоящим бароном, гонщиком и инженером Алексом фон Фалькенхаузеном, практически серийный M10 побеждал в туринге и в формуле 2. M10 стал основой для двигателя первой M3 и чемпионского мотора BMW Формулы 1, продержавшись на конвейере почти 30 лет. А это его самая редкая версия – первый в Европе серийный турбомотор.

bmw-f1-worldchampion-1983

Механический впрыск Kugelfischer Einspritzung, турбонаддув, вы никогда не забудете, что управляете немецкой машиной. Знакомым и общедоступным турбонаддув сделали марки Porsche и Saab. В какой-то момент слово Turbo стало таким модным, что его начали лепить даже на очки и компьютеры. Но эта машина появилась на два года раньше 911 Turbo.

Porsche 911 Turbo 3.0 Coupe 930 1975
Porsche 911 Turbo 3.0 Coupe 930 1975

Турбины с давлением 0,34 бар ставили еще на дредноуты Oldsmobile Jetfire в 1962 году. Мощность повысилась всего на 16%, а проблемы с детонацией вынуждали охлаждать карбюратор смесью воды, метанола и антикорозийки. Владельцы лили обычную воду, компрессор клинило, а машину сняли с производства через два года. По сути первый осмысленный серийный турбомотор появился именно на BMW.

Oldsmobile Jetfire 1962 год
Oldsmobile Jetfire 1962 год

Люди просто видели, что BMW побеждает с помощью турбонаддува в туринге, Porsche в Can-Am, и это еще не была технология для того, чтобы экономичнее добраться до работы. Это была технология с помощью которой побеждали в гонках, и существовала только одна единственная возможность попробовать её на дорогах общего пользования.

BMW 2002 Turbo 1973 год

Запуская модель в серию, BMW пытались получить омологацию и продолжить выступать с турбиной в гонках, а когда наддув в туринге запретили, 2002 Turbo осталась служить одной единственной цели – имиджевой. Трудно представить, но в семидесятых эта модель выполняла ту же самую роль, что и BMW i3 и i8 сегодня – служила витриной высоких технологий.

BMW 2002 Turbo 1973 год

Мощность 172 лошадиные силы, по нынешним временам довольно вегетарианская, но скорость разгона до сотни 7,3 секунды и максималка в 210 км/ч делали это компактное, скромное купе конкурентом Porsche и Jaguar. И её цена тому была тоже не исключением.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

Особым, пижонским, признаком модели была зеркально перевернутая наклейка 2002 Turbo на бампере, чтобы водители впереди могли прочитать её в зеркалах и уступить дорогу. Правда в Бундестаге решили, что такие надписи смотрелись слишком вызывающе, провоцируя агрессивную езду. Уникальный случай – на машины перестали клеить наклейки под давлением государства.

BMW 2002 Turbo 1973 год

Совершенно стандартный интерьер лишь дополнен красной окантовкой приборов и датчиком наддува с максимальным давлением в один бар. Красная зона тахометра начинается только после шести с половиной тысяч оборотов, но где-то на четырех тысячах происходит что-то пугающее и необъяснимое – просыпается турбина.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

Немцы даже пробовали сделать праворульную версию модели, но расположенная справа турбина буквально раскаляла рулевую колонку. В итоге британцы получили простую леворульную машину со спидометром в милях.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

Из-за этого резкого скачка мощности эти машины в свое время считали вспыльчивыми и своенравными, в конце концов вы могли получить подзатыльник от турбонаддува где-нибудь на выходе из поворота в дождь и уже через секунду отлавливать занос, но этот недостаток, в принципе, свойственен всем ранним турбоавтомобилям. Но здесь есть кое что, о чем не подумает ни один современный инженер – вовлеченность в управление. Вам не придет в голову включить радио, или залезть в телефон потому что вы постоянно находитесь за работой. Вы слушаете что происходит внутри машины, корректируете траекторию, переключаете передачи. И это то, почему классическая машина, в отличии от современной всегда будет интереснее, на любой скорости.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

Купе 02 серии начали выступать в гонках еще в те времена, когда вынуть пепельницу считалось переделкой, поэтому бойцовский характер, даже у серийных моделей здесь в крови. Если Ferrari сделала свое имя в Формуле, Porsche в марафонах, то BMW – очень скоро стала звездой туринга.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке

По сути BMW 2002 Turbo была современной эмкой с технологиями семидесятых, но начавшийся топливный кризис прошелся катком по всем пожирателям бензина. Нефть подорожала в четыре раза и завод не выпустил даже запланированные 2 000 экземпляров, но сама компания выжила и теперь знала путь, по которому следует идти дальше.

А что скажешь ты?
Отлично
100%
Неплохо
0%
Сойдет
0%
Что?
0%
Это печально
0%
Просто ужас!
0%
Подробнее об авторе
Редакция BMW GUIDE