Пожалуй, в немецком языке должно найтись одно из этих характерных сложносочинённых слов, дающее определение тому, каково это – быть смиренным родоначальником великой империи, той малозаметной основой, давшей старт последовательному восхождению к превосходству. И может быть, при отсутствии такого слова мы можем использовать следующий код: BMW E12 535i – в конце концов, он тоже немецкий.
Это автомобиль, который тесно связан с историей происхождения BMW Motorsport GmbH, но, вопреки популярности и респектабельности этого бренда, умудрился остаться в относительной безвестности. Вышеупомянутое подразделение Motorsport появилось в начале 1970-х, когда BMW удачно переманили группу, проектировавшую гоночный Ford Capri, включая Йохена Нерпаша, который ловко преобразил сравнительно вялый BMW E9 в генератор побед в чемпионатах, который мы так хорошо знаем сегодня. Однако, эта история уже не раз освещалась, так что не стоит ворошить былое снова. Вместо этого давайте обратим внимание на автомобиль, которому удалось этого избежать.
Несмотря на создание в годы господства CSL, первая пятерка заметно отличалась от своих гоночных сородичей. Учитывая нефтяной кризис 1973 года и последовавший рост спроса на эффективность и экономичность, автомобили поколения E12 оборудовались двигателями, про которые сложно сказать «быстрый». Однако, это не означает, что в этом автомобиле нет генов BMW. Дизайн Поля Брака (ответственного за такие иконы стиля, как властный Mercedes 600 или легендарная акула BMW 6 серии E24) обеспечил этим медленным, но симпатичным седанам стилистику, схожую с уверенными, острыми, размытыми скоростью силуэтами, встречавшимися на гоночных трассах всего мира.
Но не всем E12 не хватало лошадей под капотом, и под закат жизни модели мы наблюдаем новое рождение – M535i. Директор подразделения Motorsport Нерпаш не позволил миниатюрным двигателям отвлечь внимание от отличных характеристик шасси и скрыть потенциал автомобиля, и постепенно начал собирать небольшую подборку этих автомобилей для реанимации в своем подразделении BMW Motorsport. В результате небольшое количество переработанных автомобилей были предложены отдельным клиентам на условиях строжайшей секретности.
Эти ранние исследования, выполненные на базе E12, выявили жизнеспособность идеи такой модификации обычных дорожных автомобилей – ведь до этого единственным автомобилем с маркировкой «M» был M1, разработанный в первую очередь для омологации гоночной модели. Вот так M535i стал первым M-автомобилем, разработанным специально для использования на обычных дорогах.
Так что же происходило с пятеркой E12 в старом здании BMW Motorsport в Мюнхене, Презенштрассе 45 (Гархинг, скажете вы, но пока еще нет, слишком рано!)? Не хочу дискредитировать M535i E28, но первоначально E12 был совершенно иным зверем – иного класса, иного рода, ничего общего. Снаружи M535i E12 получил широкий и агрессивный передний обвес, мощный и тяжеловесный черный резиновый спойлер на крыше, и дополнительно – те широкие жуткие полоски, модные в 80-х, по линии от капота, под нижним краем окон, и к багажнику.
Внутри четырехдверного салона, передние сиденья заменили на кресла Recaro, а водитель получил такой же руль, как в суперкаре M1. Со стороны механики – под капот втиснули рядную шестерку M90 на 3,5 литра, и подключили к dogleg-коробке от Getrag с близкими передаточными числами, которая перенаправила мощность на задние колеса через самоблокирующийся дифференциал. Подвеска также была специально доработана, чтобы придать автомобилю больше жесткости, а большие передние тормоза были спроектированы, чтобы эффективно замедлять все это. Несомненно, полезная штука в присутствии полиции.
В конечном счете сложно представить другой автомобиль, с которого можно начинать рассказ о почтенной линейке M5, нежели этот горячий слипер, о котором большинство знает меньше, чем ничего? Разве не он является причиной существования линейки – попытка инженеров BMW Motorsport свести к минимуму любые проявления спортивности для всех, кто «не в теме». Нет, он не носит такой же значок, но и мы не выглядим точно так же, как и наши родители. Если CSL и M1 представляют собой начало BMW Motorsport в целом, то M535i – это точка отсчета в родословной M-автомобилей. Водить его – не значит разбираться в истории модификаций, да и не нужно. Проще говоря, владеть им – значит владеть историей.