Умер Поль Роше – моторист, подаривший нам легенду
Выражаясь словами Дона Оливера, проваливай, 2016 год. Серьезно, иди к черту. Дэвид Боуи, Принс, Алан Рикман, Гэрри Шэндлинг, Мохаммед Али, Гленн Фрай, а теперь еще и Поль Роше, все они покинули нас в этом ужасном году. Конечно, Поль Роше не столь известен, как все вышеупомянутые люди, но для BMW он оказался не менее важен, чем все они для нашего мира.

Роше покинул нас 15 ноября, в возрасте 82 лет, и мы навсегда запомним его, как создателя одних из наиболее выдающихся двигателей, которые мир когда-либо видел, для наших самых любимых моделей BMW всех времен. Он был подлинной легендой автоспорта.
Поль Роше начал свою карьеру в BMW в 1957 году, сразу после окончания университета, и тут же получил задачу по разработке распредвалов для автомобилей вроде BMW 507. Его безукоризненная точность в вопросе калибровки валов заработала ему прозвище «Nocken-Paul» («Поль Кулачок»). Следующим этапом в карьере Поля стала разработка двигателя M10, который использовался в моделях 1500 и Neue Klasse.

После успеха M10, отделение BMW Motorsport позаимствовало его двигатель. Именно тогда Роше разработал один из самых знаковых двигателей в истории BMW Motorsport, добавив турбонагнетатель KKK к двигателю M10, который был установлен на первый серийный автомобиль с турбонаддувом – BMW 2002 Turbo. Но для Роше это было только начало, ведь двигатель 2002 Turbo далеко не лучший, разработанный им.

В 1975 году Роше был назначен в BMW Motorsport GmbH, где возглавил разработку серийных и гоночных двигателей для BMW M1. Как вы знаете M1 оснащался одним из лучших двигателей в истории Баварцев, 3,5-литровой рядной шестеркой M88. Тот же самый двигатель в будущем станет сердцем BMW M5 E28, первой в своем роде и одной из любимых BMW, во многом, кстати, благодаря именно великолепному мотору.

Перенесемся в восьмидесятые, когда BMW пришли в Формулу 1, опять же благодаря Роше. Он и его команда разработали 1,5-литровый 16-клапанный турбированный четырехцилиндровый двигатель, который первоначально развивал 800 л.с. Дебют команды Brabham BMW состоялся в 1982 году, и уже через 630 дней Нельсон Пике завоевал титул чемпиона мира. Именно на болиде с этим двигателем.

В 1987 году за плечами у этого мотора было 9 победных гран-при и фактически безграничный потенциал. Когда у Роше спросили про возможности его возможности, он ответил в своей неповторимой, неоспоримой манере: «Должно быть около 1 400 л.с., мы не знаем наверняка. Дино-стенд просто не выдерживает более 1 280 л.с.». 1 500 лошадиных сил с 4 цилиндров и 1,5 литров. Невероятно!

Но величайший шедевр Роше, его Мона Лиза, его Сикстинская капелла никогда не был установлен на BMW. Это двигатель S70/2, устанавливавшийся на могучий McLaren F1. Когда McLaren F1 находился еще в процессе разработки, Гордон Мюррей привлек BMW и Поля Роше, которого он знал со времен Формулы 1, и Роше разработал двигатель, удовлетворяющий его требованиям. Полностью алюминиевый, 6,1-литровый атмосферный V12, оснащенный двенадцатью индивидуальными дросселями, системой изменения фаз газораспределения VANOS и системой смазки с сухим картером. S70/2 был разработан и стал самим совершенством. Мотор выдавал 627 л.с. и раскручивался до 7 500 оборотов в минуту, выдавая великолепный звук. Двигатель S70/2 V12 – лучший мотор, когда-либо созданный BMW приводящий в движение, вероятно, лучший суперкар всех времен.

Есть только горстка людей в автомобильной истории, которые помогли сформироваться целому бренду так, как Роше помог BMW. Pininfarina, Valentino Balbonia, Giorgetto Giugiaro и Walter Rohrl – вот некоторые из них. Роше, возможно, не был столь популярен как они, но он не менее важен. Поль Роше помог сформировать бренд, который мы знаем и любим, и помог разработать одни из величайших моторов в истории автомобилестроения. Если бы существовал автомобильный зал славы, Роше заслуживает войти туда одним из первых. Спасибо Поль, нам тебя искренне будет не хватать.