Сейчас читаете
Умер Поль Роше – моторист, подаривший нам легенду

Поль Роше покинул нас 15 ноября, в возрасте 82 лет, и мы навсегда запомним его, как создателя одних из наиболее выдающихся двигателей, которые мир когда-либо видел.

Выражаясь словами Дона Оливера, проваливай, 2016 год. Серьезно, иди к черту. Дэвид Боуи, Принс, Алан Рикман, Гэрри Шэндлинг, Мохаммед Али, Гленн Фрай, а теперь еще и Поль Роше, все они покинули нас в этом ужасном году. Конечно, Поль Роше не столь известен, как все вышеупомянутые люди, но для BMW он оказался не менее важен, чем все они для нашего мира.

Paul Rosche с двумя двигателями V12 F1 1995-1999
Paul Rosche с двумя двигателями V12 F1 1995-1999

Роше покинул нас 15 ноября, в возрасте 82 лет, и мы навсегда запомним его, как создателя одних из наиболее выдающихся двигателей, которые мир когда-либо видел, для наших самых любимых моделей BMW всех времен. Он был подлинной легендой автоспорта.

Поль Роше начал свою карьеру в BMW в 1957 году, сразу после окончания университета, и тут же получил задачу по разработке распредвалов для автомобилей вроде BMW 507. Его безукоризненная точность в вопросе калибровки валов заработала ему прозвище «Nocken-Paul» («Поль Кулачок»). Следующим этапом в карьере Поля стала разработка двигателя M10, который использовался в моделях 1500 и Neue Klasse.

50 Years of BMW New Class, BMW 1500 (03/2011)
BMW 1500

После успеха M10, отделение BMW Motorsport позаимствовало его двигатель. Именно тогда Роше разработал один из самых знаковых двигателей в истории BMW Motorsport, добавив турбонагнетатель KKK к двигателю M10, который был установлен на первый серийный автомобиль с турбонаддувом – BMW 2002 Turbo. Но для Роше это было только начало, ведь двигатель 2002 Turbo далеко не лучший, разработанный им.

BMW 2002 Turbo с BMW M2 Coupe и BMW 1 Series M Coupe на треке
Двигатель BMW 2002 Turbo

В 1975 году Роше был назначен в BMW Motorsport GmbH, где возглавил разработку серийных и гоночных двигателей для BMW M1. Как вы знаете M1 оснащался одним из лучших двигателей в истории Баварцев, 3,5-литровой рядной шестеркой M88. Тот же самый двигатель в будущем станет сердцем BMW M5 E28, первой в своем роде и одной из любимых BMW, во многом, кстати, благодаря именно великолепному мотору.

«Сердце» «эм-пятой» — M88/3. По сути всё ещё настоящий гоночный двигатель, чуть более тяжёлый и дефорсированный.
«Сердце» «эм-пятой» — M88/3. По сути всё ещё настоящий гоночный двигатель, чуть более тяжёлый и дефорсированный.

Перенесемся в восьмидесятые, когда BMW пришли в Формулу 1, опять же благодаря Роше. Он и его команда разработали 1,5-литровый 16-клапанный турбированный четырехцилиндровый двигатель, который первоначально развивал 800 л.с. Дебют команды Brabham BMW состоялся в 1982 году, и уже через 630 дней Нельсон Пике завоевал титул чемпиона мира. Именно на болиде с этим двигателем.

Paul Rosche и Nelson Piquet 1984 год
Paul Rosche и Nelson Piquet 1984 год

В 1987 году за плечами у этого мотора было 9 победных гран-при и фактически безграничный потенциал. Когда у Роше спросили про возможности его возможности, он ответил в своей неповторимой, неоспоримой манере: «Должно быть около 1 400 л.с., мы не знаем наверняка. Дино-стенд просто не выдерживает более 1 280 л.с.». 1 500 лошадиных сил с 4 цилиндров и 1,5 литров. Невероятно!

Двигатель BMW для Формулы 1 M12/13
Двигатель BMW для Формулы 1 M12/13

Но величайший шедевр Роше, его Мона Лиза, его Сикстинская капелла никогда не был установлен на BMW. Это двигатель S70/2, устанавливавшийся на могучий McLaren F1. Когда McLaren F1 находился еще в процессе разработки, Гордон Мюррей привлек BMW и Поля Роше, которого он знал со времен Формулы 1, и Роше разработал двигатель, удовлетворяющий его требованиям. Полностью алюминиевый, 6,1-литровый атмосферный V12, оснащенный двенадцатью индивидуальными дросселями, системой изменения фаз газораспределения VANOS и системой смазки с сухим картером.  S70/2 был разработан и стал самим совершенством. Мотор выдавал 627 л.с. и раскручивался до 7 500 оборотов в минуту, выдавая великолепный звук. Двигатель S70/2 V12 – лучший мотор, когда-либо созданный BMW приводящий в движение, вероятно, лучший суперкар всех времен.

Paul Rosche и начинка McLaren F1 - S70/3
Paul Rosche и начинка McLaren F1 — S70/3

Есть только горстка людей в автомобильной истории, которые помогли сформироваться целому бренду так, как Роше помог BMW. Pininfarina, Valentino Balbonia, Giorgetto Giugiaro и Walter Rohrl – вот некоторые из них. Роше, возможно, не был столь популярен как они, но он не менее важен. Поль Роше помог сформировать бренд, который мы знаем и любим, и помог разработать одни из величайших моторов в истории автомобилестроения. Если бы существовал автомобильный зал славы, Роше заслуживает войти туда одним из первых. Спасибо Поль, нам тебя искренне будет не хватать.

А что думаешь ты?
Отлично
60%
Неплохо
0%
Сойдет
0%
Что?
0%
Это печально
40%
Просто ужас!
0%
Подробнее об авторе
Редакция BMW GUIDE